Статья на тему дидактическая игра. Роль дидактических игр в детском саду

Ольга Белякова
Роль дидактических игр в детском саду.

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”

В. А. Сухомлинский

Игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности детей. Она пронизывает всю их жизнь, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребёнка.

Новообразования современной жизни ставят нас, педагогов, перед поиском новых методов и приёмов работы с детьми. Использование в педагогическом процессе детского сада дидактических игр повышают эффективность воспитания и обучения. Наблюдая за игрой детей, ярко проявляются черты характера каждого ребёнка, как положительные – настойчивость, целеустремленность, так и отрицательные – эгоизм, упрямство.

В процессе использования дидактических игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре. С помощью дидактического метода обучения мы приучаем детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр :

а) с игрушками и предметами;

б) настолько-печатные;

в) словесные.

В каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры .

Характерной особенностью дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях , они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу .

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов : дидактическую задачу , содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача .

Дидактические задачи разнообразны . Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни, развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений. Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях : катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка , покупателя, продавца, отгадчика и т. д.

Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность , вызывает у детей чувство удовлетворения.

В нашей группе созданы все условия для развития интеллекта детей. Созданы все условия для развития логического мышления; развития и совершенствование мыслительных операций : анализ, синтез, обобщение, сравнение. Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.

В связи с этим в группе создан математический уголок, уголок развития речи, природы, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности.

В математическом уголке представлены различные дидактические игры , занимательный материал : ребусы, лабиринты, головоломки; модели дней недели, частей суток.

Все математические дидактические игры я для себя разделила на несколько групп :

Игры с цифрами и числами «Мы считаем» , «Посчитай-ка»

Игры путешествие во времени

Игры на ориентировки в пространстве («Веселые клеточки» )

Игры с геометрическими фигурами «Цвет, форма, размер» , «Цветная геометрия» , «Логические таблицы»

Игры на логическое мышление («Пифагор» , «Колумбово яйцо» , «Танграм» , «Сложи квадрат» , «Логические цепочки» , «Что не подходит» , «Монгольская игра» , Вьетнамская игра»).

Я хотела бы порекомендовать книгу Е. А. Нефедовой и О. В. Узоровой «Готовимся к школе» . Как известно, современный первоклассник приходит в школу вовсе не для того, чтобы научиться писать, читать и считать. Все это он должен уметь задолго до поступления в общеобразовательное учебное заведение. В пособии содержится богатый материал по развитию речи, интеллектуального и творческого мышления, памяти, внимания, мелкой моторики. Это и многое другое : классифицировать предметы, мыслить абстрактно, находить закономерности, иметь элементарные естественнонаучные представления.

В этой книге содержатся упражнения, тесты, вопросы и задания, нацеленные на подготовку ребенка к школе. Как педагог, я очень советую это пособие для дошкольников.

“Игра, есть потребность растущего детского организма . В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива”

Н. К. Крупская

«Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания

«Центр для детей - сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, №1

Кировского района»

СТАТЬЯ

«Дидактические игры в умственном развитии ребёнка»

Воспитатель: Алексеенко Н.Г.

Дидактические игры одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающем.

Использование разнообразных форм методической работы способствует тому, что дидактические игры прочно вошли в жизнь дошкольника, так как в дошкольном возрасте формируется речь ребёнка, в игре дети высказывают своё мнение. Например, в игре»Живое-неживое» дети закрепляют знания по экологии о живой и неживой природе, учатся любить природу, беречь и приумножать её. В своей группе я выращиваю много растений. Дети с удовольствием помогают мне ухаживать за ними, интересуются названиями, уходом, размножением. В работе с растениями дети играют в дидактические игры: «Какого растения не стало», «Найди по описанию».

Игра-это вся жизнь ребенка, где он учится, познаёт мир, развивается. Чтобы эта жизнь была полноценной, интересной стараюсь включать больше сюрпризных моментов.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, развлечениям, досугам. Они интересны детям, эмоционально захватывают их.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. Детям нравятся игры, где требуется самостоятельное мышление, принятие собственных решений.

Проведение дидактических игр: «Собери разбитый чайник», «Составь картинку», «Что это за животное?», «Забавная мозаика», «Живое-неживое» заставляет ребят думать, проявлять смекалку, тренировать свою память, углублять и расширять знания.

Все дидактические игры направлены на расширение, углубление, систематизацию знаний об окружающем мире, поэтому дидактические игры применяю в течении всего дня, так как в них отражена эмоциональность.

Интерес к окружающему с возрастом возрастает, поэтому со временем игры усложняются. При подготовке к игре, стараюсь использовать различных героев сказки, интересных персонажей,чтобы заинтересовать детей. При подведении итогов отмечаю положительные качества, успехи детей.

В играх с животными больше нравится игра-драматизация. Дети очень любят подражать животным. Эти игры непродолжительны. Основным средством формирования правильной грамматической речи детей являются словесные дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала. Перед игрой всегда рассматриваю фигурки, картинки, игрушки. Правильно называем, напоминаем правила игры, если играют впервые, то знакомимся с персонажами. При затруднении с ответами, помогаю найти правильную грамматическую форму.

Игра не должна быть навязчивой, а свободно выбранной из предложенных игр. К поступлению в школу у детей появляется устойчивый интерес к приобретению знаний. Ведь дидактические игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, умению применять полученные знания в новой ситуации. Формируют самостоятельность, самооценку своего поведения, оценку поведения своих товарищей, творчество в выполнении поставленных задач. При подведении итогов игры особо отмечаю проявление каждым ребёнком таких социально значимых качеств, как коллективизм, бережное отношение к окружающему, к природе, заботливое и внимательное отношение друг к другу и старшим. Даже самые незначительные проявления этих качеств не должны оставаться без активной поддержки со стороны воспитателя.



Дидактические игры
как средства интеграции организации образовательного процесса в ФГОС.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. Для этого в современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно - образовательного процесса. Согласно ФГОС программа должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Интеграция образовательной деятельности способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. Ведущими факторами возникновения этих ценностей являются игра.
Дидактическим играм уделяется большое внимание, она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и игровой самостоятельной деятельностью и средством всестороннего развития интегративных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовкой к жизни дошкольника в современном обществе, к обучению к школе, обеспечение безопасности.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, закрепляют определенные знания по образовательным областям, способствуют развитию познавательной активности детей, улучшению произношения, обогащению словарного запаса, формированию грамматических умений, что в конечной итоге содействует развитию интеллекта.Важно создание атмосферы доброжелательного отношения к воспитанникам, вариативность использования образовательного материала, творческая организация воспитательно-образовательного процесса, интеграция образовательных областей во время проведения дидактических игр - всё это способствует развитию интегративных качеств.
Большое значение для развития интегративных качеств имеют и правила общения; договариваясь играть, быть вежливым; не требуй всегда ведущей роли; старайся четко выполнять свою роль и правила в игре; если начал игру с друзьями, то не бросай её без их согласия; бережно относись к фишкам и карточкам; закончив игру-сложи все в коробку. Эти правила не заучиваются специально, а создаются условия для их усвоения
На занятиях, в совместной деятельности мы стараемся учить детей сочинять сказочные истории, загадки, небылицы, играем в различные словесные игры – учим говорить грамотно, развиваем память, мышление. В своей работе мы используем дидактические словесные игры «Ласковые слова», «Из чего сделан предмет?» Большое значение имеют дидактические игры математического характера. Они вводятся в занятия и в повседневную жизнь детей, выполняя при этом разные функции; выявления, закрепления знаний, умений, способов действий, сообщения новых знаний. Например: при проведении в средней группе игры «Что я вижу» - воспитатель выясняет знания о признаках величины предметов и об их пространственном расположении. В ходе учебной деятельности у дошкольников формируются математические представления, которые закрепляются в дидактических играх « Один-много», «Найди свой дом», «Подбери колёса к поезду», «Каждого жучка на свой листок». Проводим игры, с помощью которых дети учатся называть правильно цвет, ходят по комнате, разыскивая и называя игрушки определённого цвета. Содержание настольных игр разнообразно, некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, овощи и т. д.) с их качествами, учат характеризовать их словами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы. Например: лото «Времена года», «Что кому нужно» - о разных профессиях. Как и дидактическая игрушка, настольно – печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы. Словесные игры проводятся преимущественно в старшем дошкольном возрасте и важны для подготовки детей к школе
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию - совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа. Занятия по продуктивной деятельности можно оживить, если применять дидактические игры «Весёлые краски», «Если бы я был художником». «Заколдованные картинки» и т. д.
На физкультурных и музыкальных занятиях игра Многие дидактические игры развивают интегративные качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками». Двигательная активность детей развивает мозг ребенка, благоприятно сказывается на нервной системе, способствует соблюдению элементарных правил здорового образа жизни, способствуют для самоорганизации детей. Игры применяться во второй части, со всеми детьми или с подгруппой. Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма. В утренние отрезки времени планируем лото «Настольное лото», различные картинки, геометрическая мозаика, «Чудесный мешочек», «Из какой мы сказки», «О ком я говорю», и др.
Во второй половине дня берём такие настольные игры: «Автомобили и гаражи», «Найди парус», «Кто больше увидит», «Найди свой дом» «Найди листок такой же формы, такого же цвета», «На что же похоже облако».
Родителям рекомендуется проводить игры по дороге в детский сад или домой: «Какие виды транспорта заметил», «Найди предмет заданной формы» и др.
Таким образом, дидактическая игра дает ребенку возможность реализовать свои творческие возможности, так как здесь он сочиняет, фантазирует, думает, познает. происходит обогащение словаря детей.

Дидактическая игра, как средство обучения младших школьников

Харибутова Ю.Н.,

учитель начальных классов,

МКОУ «Уксянская средняя общеобразовательная школа»,

с. Уксянское, Далматовкий район, Курганская область

Одним из эффективных средств, которое помогает школьникам усваивать новые знания, закреплять умения и навыки, сложные для детей, развивать интерес к учебному предмету, является дидактическая игра.

Родоначальником применения игры в процессе обучения в отечественной науке является педагог К.Д. Ушинский, который утверждал, что игра – это необычный род деятельности человека, легкий и в тоже время сознательный, под которым понимается стремление чувствовать, действовать и жить .

Вслед за К.Д. Ушинским русский педагог В.А. Сухомлинский, говоря о необходимости применения дидактической игры, говорил, что: «Без игры нет полноценного умственного развития, сил. Игра пробуждает творческое воображение, без которого нельзя представить полноценное обучение» .

Ученые убеждены в том, что игра – это не развлечение, а деятельность, в которой лучше усваивается и воспроизводится социальный опыт, в данном процессе совершенствуется личность ученика, игра − один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе .

В педагогике нет единой классификации игр. У каждого ученого свой взгляд на разновидности игры, использующиеся в процессе обучения.

Например, Б.Г. Мещеряков классифицирует игры как: ролевые, с правилами, режиссерские, дидактические.

Г.М. Коджаспирова делит игры на: предметные, символические, сюжетные, ролевые, компьютерные, развивающие, дидактические.

Несмотря на имеющуюся разницу в классификациях, ученые выделяют и подробно рассматривают дидактическую игру – как вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи, для усвоения, закрепления материала.

Дидактические игры впервые были введены в педагогику Ф. Фребелем и М. Монтессори для детей дошкольного возраста. Для начальной школы это понятие ввел О. Декроли.

В середине прошлого столетия дидактические игры стали применяться в отечественной педагогической практике, сначала только в начальных классах, а позднее – и в средних, и в старших.

Одни педагоги дидактические игры относят к методам обучения, другие же выделяют их в особую группу, так как, во-первых, то, что они выходят за пределы наглядных, словесных и практических приемов, вбирая в себя их элементы, а во-вторых, то, что они имеют присущие только им особенности:

а) они специально создаются или приспосабливаются для целей обучения;

б) правила, создаются учителем с целью обучения и воспитания детей;

в) эффективное средство умственного развития ребенка;

г) они помогают формировать не только конкретные знания, но и учат творческому применению знаний;

д) занимательная форма, которая интересна для детей .

Современные ученые считают, что дидактическая игра состоит из нескольких компонентов и обладает определенной структурой. К компонентам дидактической игры относят следующее:

а) игровой замысел;

б) игровые действия;

в) познавательное содержание или дидактические задачи;

г) оборудование;

д) результаты игры.

Игровой замысел содержится в названии игры и находится в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке. Игровой замысел придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам обусловленные требования в отношении получения знаний.

Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе дидактической игры. Они разрабатываются с учетом цели урока и возможностей учащихся. Правила создают условия для формирования умений учащихся. С помощью правил дети могут управлять своим поведением.

Ядром (основой) дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной задачи.

Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО (технические средства обучения): аудио, видео, мультимедиа и другое, дидактический раздаточный материал и другое.

Итог игры подводится сразу по ее завершению. Это может быть подсчёт баллов; определение игроков, успешнее других выполнивших игровую задачу; определение команд-победителей и другое. Всегда важно в игре оценить ее результат .

Говоря о необходимости применения дидактической игры, ученые рассматривают несколько ее функций:

а) образовательная (дидактическая игра помогает получить ученикам новые знания по изучаемому предмету);

б) воспитательная – это одна из основных функций дидактической игры, которая дает ребенку возможность научиться различать добро и зло, правду и ложь, помогает выявить индивидуальные особенности детей;

в) развивающая определена тем, что в основе игровой деятельности находится, по мнению психологов, интрогенное поведение (поведение обусловленное внутренними факторами личности: потребностям, интересам);

г) функция эмоционального стимулирования учебно-познавательной деятельности школьника называется многими учеными ведущей функцией дидактической игры. Значение этой функции заключается в том, что дидактическая игра в качестве эмоционально-ценностного стимула поддерживает и закрепляет смыслообразующий мотив деятельности учения, то есть не только «обязан», но и «хочу». Это способствует формированию общественно ценностного мотива учения;

д) функция оптимизации учебного процесса. Дидактическая игра является инструментом снятия противоречия между потребностью школьника к самостоятельности в учении и внешним педагогическим руководством, основанном на выполнении нормативных требований. Она позволяет ученику самому добыть новые знания, закрепить умения и навыки. Учитель только с помощью игры наводит ученика к этим действиям. Он грамотно подбирает дидактическую игру, чтобы ребенок усвоил, закрепил умения и навыки;

е) диагностическая: каждый человек проявляет себя в игре на максимальном уровне физических сил, интеллекта, творчества. С помощью дидактической игры можно диагностировать сформированность тех или иных личностных качеств у игроков, уровень знаний и умений, характер взаимоотношений в коллективе, интересы детей;

ж) коммуникативная: в процессе дидактической игры происходит развитие речи, дети узнают новые слова, которыми пополняют свой лексикон;

з) развлекательная: данная функция связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов личности;

и) коррекционная: данная функция вносит позитивные изменения, дополнения в гибкую структуру личностных показателей учащихся. Процесс коррекции происходит естественно;

к) профориентационная: состоит в том, что дидактическая игра знакомит детей с различными профессиями, и их спецификой .

Говоря о значении дидактических игр в процессе обучения детей, ученые указывают на следующее:

а) значительно растет познавательный интерес к предмету;

б) каждый урок становится более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;

в) активизируется учебно-познавательная деятельность;

г) развивается мотивация учения, с положительной стороны, произвольное внимание, увеличивается работоспособность .

До настоящего времени не сложилась единая классификация дидактических игр.

Благодаря многокомпонентности, особенностям структуры, большому количеству функций каждый ученый, исследуемый дидактическую игру, создает свою классификацию, ориентируясь на то, что на его взгляд важно для процесса обучения и воспитания детей.

Например, А.И. Сорокина классифицирует дидактические игры, как: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Л.И. Федорова выделяет дидактические игры: по характеру использованного материала, по виду деятельности, по предметной области, по этапу педагогического процесса, по игровой методике, по количеству участников.

Е.Э. Селецкая подразделяет дидактические игры на: репродуктивные, частично-поисковые, поисковые.

М.М. Захаров выделяет дидактические игры на: игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки.

А.А. Смоленцева – подготовительные, творческие.

Многообразие дидактических игр позволяет педагогу выбирать любую приемлемую для учащихся и его класса. Педагог, выбирая ту или иную дидактическую игру, анализируя процесс обучения,со временем приходит к выводу, какой вид игры в большей мере помог добиться положительного результата.

Дидактическая игра имеет большой воспитательный потенциал: благодаря ей ребенок приобретает высшие нравственные достижения, которые со временем становятся для него нормой.

Дидактическая игра не только позволяет детям глубже понять изучаемые явления, действия, но и помогает добыть им новые знания, правильно логически размышлять.

Дидактическая игра – необходимый элемент процесса обучения, который развивает у детей воображение, мышление, память, дает ребенку психологическую стойкость, формирует ориентировку в жизненных ситуациях, служит созданию и сплочению детского коллектива.

Список использованных источников

1. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения [Текст] / В. Н. Аванесова. – М. :Просвещение, 1992. – 215с.

2. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. :Академия, 2003. – 176 с.

3. Серова, А. А. К.Д. Ушинский о роли русского языка в воспитании человека [Текст] / А.А. Серова // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – №2. – с.15-16.

4. Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива [Текст] / В.А. Сухомлинский. – М. : Просвещение, 1981. – 192 с.

5. Чен, Н. В. Дидактическая игра – основа развития воображения и фантазии [Текст] / Н. В. Чен // Методическая копилка. Пилотный выпуск. – 2011. – С. 6-10.

Период дошкольного детства является, периодом интенсивного, сенсорного развития ребенка. Сенсорное воспитание, служит для успешного умственного, физического, эстетического воспитания.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте, трудно переоценить. Именно этот возраст считается, благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Ведь, как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев: «Самые далеко идущие успехи науки и техники, рассчитаны не только на мыслящего, но и на

ощущающего человека».

По сенсорному воспитанию, для формирования у детей любых представлений о свойствах предметов, в результате действий восприятия, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, сравниваются свойства разнообразных предметов, в этом помогают созданные дидактические компьютерные игры.

Дидактическая игра является и игровым методом обучения для наших детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью для развития сенсорной культуры ребёнка. Основу дидактической игры составляет взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний, для расширения и углубления знаний предлагаются задания в виде сказок, загадок, вопросов. Обучение и игровая деятельность, направленны на развитие у детей произвольного внимания, наблюдательности, запоминания, сравнения, для воображения, развитие любознательности и познавательных интересов. Усложняются игры, за счет их вариативности, если у ребят угасает интерес к игре.

В своем детском саду в работе ставятся и решаются следующие задачи: продолжать создавать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта, через игры с дидактическим материалом; формировать умение ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве), воспитывать умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить до конца запланированную игру, стремиться к получению положительного результата.

В помощь в работе с детьми по сенсорному развитию использую следующие разработанные мною схемы. Первая схема по развитию понятия «Величина». На основе этой схемы были сделаны мною следующие игры:

Игра: «Кто быстрее?»

Задания этой игры в том, что нужно определить, кто первым из зайчиков доскачет до капусты и её сгрызёт. Можно повторить цвет дорожек.

Игра: «Найди одинаковых уточек»

Задание этой игры определить, по размеру одинаковых уточек, а большая исчезает. Можно определить цвет уточек и клювики.

Игра: «Кто выше?»

Задание заключается в том, чтобы определить Кто выше - Медведь или Зайчик, исчезает зайчик.

Игра: «Матрёшки»

Задание даётся на определение роста матрёшкам, соединение кружков и матрешек.

Игра: «Сравни предметы»

Анимация сделана на появление домиков. В игре дети сравнивают два квадрата, два домика определяя их по размеру.

Игра: «Чем отличаются»

Дети определяют прямоугольники по ширине, выполняют дальше задания при появлении Мишки и Буратины, определяют кто толстый и тонкий.

Мною разработана Схема Дидактические игры на закрепление понятия «формы».

Игра: «Из каких фигур состоит»

Дети рассказывают какие фигуры они видят в изброженной Кошке.

Потом называют, какие фигуры появляются.

Игра: «Найди только предметы круглой формы»

С детьми рассматриваем предметы, затем дети называют только круглые предметы. Исчезновение коврика квадратной формы и дорожный знак треугольной формы

Игра: «Сказка про Колобок»

Называют дети появившиеся фигуры,придумывают свою сказку про Колобок

Игра: «Найди предмет такой же формы»

Определяют предметы круглой, квадратной и треугольной формы. Вместе с детьми находим 2 предмета одинаковые по форме.

Для закрепления цвета используется Схема Дидактические игры на закрепление понятия «цвета»

Игра «Прятки»

Появляется солнце, Тучка прячет солнце, капает дождь, вырастают грибы. Идет описание грибов по цвету, можно посчитать, сравнить по размеру.

Игра «Подбери пару»

Можно увидеть разные виды обуви, по цвету разные, убираем виды обуви, которые не могут создать пару и остается пара.

Игра «Радуга»

В игре такая красивая картинка Радуги, дети определяют цвет, а затем после применения называют все цвета, которые есть у радуги.

Игра «Цветные автомобили»

Сравнение автомобилей по цвету.

Очень хорошей для сенсорного развития и стала «Разработка системы полисенсорного развития детей с помощью дидактических пособий «Поляна», «Дракоша» сделанных родителями, для закрепления цвета, величины, формы, игр с пуговицами и развития мелкой моторики.

Коврик «Времена года» сделан сотрудниками детского сада и родителями.

Все мероприятия проходили с помощью дидактических игр и предметов коврика. Интерактивные выставки, представляющие собой особое игровое развивающее пространство, побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, родителями, с окружающим миром. Дети узнали о создании и предназначении предметов, играли и экспериментировали с представленными на коврике экспонатами и в процессе игры обогащали свой чувственный опыт. Оформление коврика сюжетное. Нами организованны игры по желанию детей.

В группе создана хорошая предметно-развивающая среда, имеется богатый дидактический материал по сенсорному воспитанию, помогали нам приобретать родители. Его мы применяем для игр на дидактическом столе.

С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников было проведено анкетирование, беседы, консультации, информационные листы, тематические выставки, праздники.

На диагностическом этапе, использовались игры на компьютере, с помощью которых выявлен исходный уровень развития зрительного восприятия. В зависимости от результата, определялась для каждого ребенка зона ближайшего развития, составлялась индивидуальную работу, предлагались определенные игры и задания.

Таким образом, благодаря созданию в детском саду единого образовательного пространства, при профессиональной компетентности педагогов и достаточном уровне педагогической культуры родителей воспитанников, осуществляется качественное сенсорное развитие и воспитание дошкольников, стимулирующие их к активному познанию, получению максимальной информации из окружающего мира.

Поделиться