Технологическая карта урока истории. Портал образования Скачать технологическую карту фгос по истории

    Технологическая карта урока - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

    Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ образования в соответствии с ФГОС. Технологическая карта отличается от обычного планирования урока, графическое изображение плана урока позволяет сконцентрировать содержание всего урока. В результате перед глазами учителя таблица в развёрнутом виде, чётко структурированная и позволяющая видеть весь урок в целом. Такая взаимосвязь этапов, приёмов, методов, содержания урока позволяет педагогу видеть то, чего он должен достигнуть.


    2. Тип дидактической цели темы.
    3. Тип дидактической цели урока.
    4. Определение типа урока.
    5. Продумывание структуры урока.
    6. Обеспеченность урока.
    7. Отбор содержания учебного материала.
    8. Выбор методов обучения.
    9. Выбор форм организации педагогической деятельности.
    10. Оценка работы.
    11. Рефлексия урока.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по истории »

Название проекта : Технологическая карта как основа современного урока, направленного на повышение качества образования.

Цель: создание технологических карт, позволяющих увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Актуальность: Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в соответствие с требованиями Закона об образовании и выдвигают три группы требований:

Требования к результатам освоения основной образовательной программы;

Требования к структуре основной образовательной программы;

Требования к условиям реализации основной образовательной программы.

В ходе введения ФГОС каждому педагогу предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трёх групп образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных. Они должны быть сформированы не в виде перечня знаний, умений, навыков, а в виде формируемых способов действия – УУД. Это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к формам организации образовательного процесса; возникает необходимость так планировать урок, чтобы чётко представлять результат и средства достижения этого результата. Эта необходимость и определила структуру современного урока в виде технологической карты, обеспечивающей условия для повышения качества обучения:

    учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

    используются эффективные методы работы с информацией;

    организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

    обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ образования в соответствии с ФГОС. Технологическая карта отличается от обычного планирования урока, графическое изображение плана урока позволяет сконцентрировать содержание всего урока. В результате перед глазами учителя таблица в развёрнутом виде, чётко структурированная и позволяющая видеть весь урок в целом. Такая взаимосвязь этапов, приёмов, методов, содержания урока позволяет педагогу видеть то, чего он должен достигнуть.

При подготовке современного урока в рамках ФГОС педагогу необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:

1. Определение темы учебного материала.
2. Тип дидактической цели темы.
3. Тип дидактической цели урока.
4. Определение типа урока.
5. Продумывание структуры урока.
6. Обеспеченность урока.
7. Отбор содержания учебного материала.
8. Выбор методов обучения.
9. Выбор форм организации педагогической деятельности.
10. Оценка работы.
11. Рефлексия урока.

В структуре технологической карты урока можно выделить несколько блоков:

Блок целеполагания :

    Тема урока.

    Цель урока.

    Планируемый результат.

    Личностноформирующая направленность урока.

Блок инструментальный:

    Задачи урока.

    Тип урока.

    Учебно-методический комплекс.

Блок организационно-деятельностный:

    Таблица-схема «Организационная структура урока», сама таблица-схема, где поэтапно подробно описана деятельность учителя и обучающихся на уроке.

    Диагностика результатов урока.

    Домашнее задание.

Такой способ планирования урока даёт:

    реализовать планируемые результаты ФГОС;

    определить и системно формировать у учащихся УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

    осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

    определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

    проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

    освободить время для творчества – использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;

    определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

    на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

    выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

И самое главное - обеспечить повышение качества образования.

Существует несколько видов технологических карт, педагог может конструировать урок так как ему удобнее, «пропуская» через себя и варьируя технологическую карту.

Первый вид - с дидактической структурой (имеет как статичные моменты, которые не изменяются в зависимости от типов урока (отмечены курсивом), так и динамические, которым свойственно более гибкая структура):

1. Организационный момент:
тема;
цель;
образовательные, развивающие, воспитательные задачи
мотивация их принятия;
планируемые результаты: знания, умения, навыки;
личностноформирующая направленность урока.
2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока:
постановка учебной задачи;
актуализация знаний.

4. Сообщение нового материала:
решение учебной задачи;
усвоение новых знаний;
первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль).
5. Закрепление изученного материала:
обобщение и систематизация знаний;
контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
6. Подведение итогов:
диагностика результатов урока;
рефлексия достижения цели.
7. Домашнее задание (инструктаж по его выполнению)

Второй вид технологической карты - с методической структурой урока, где методы обучения, формы деятельности, методические приёмы и их содержание, средства обучения, способы организации деятельности прописаны на всех этапах урока:

    Организационный момент.

    Актуализация знаний.

    Сообщение нового материала.

    Закрепление изученного материала.

    Подведение итогов.

    Домашнее задание.

Третий вид - технологическая карта урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД, в которой наиболее подробно прописаны деятельность обучающихся и то, как эта деятельность помогает формировать УУД.

Итак, технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Список литературы:

    Анализ современного урока. – М, 2001.

    Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7.

    Ковгородова, А. Режиссура школьного урока / А.Ковгородова // Директор школы. – Директор школы. – 2005. – № 2. – С. 49 – 51.

    Лаврентьев, В.В. Типы, формы и структурные элементы современного урока в адаптивной школе (в условиях внешней дифференциации учебно-воспитательного процесса) / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С. 96 – 109.

    Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С 83 – 88.

    Лукьянова, М.И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы / М.И.Лукьянова, Н.А.Радина, Т.Н.Абдуллина // Завуч для администрации школ. – 2006. – № 2. – С. 13 – 22.

    Принципы и положения для работы с технологическими картами http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077

    Токарева, Г.С. Анализ урока. Материалы к организации внутришкольного контроля / Г.С.Токарева, Т.С.Терещенкова // Образование в современной школе. – 2006. – № 1. – С. 16 – 35.

Технологическая карта урока по истории (8 класс) с дидактической структурой.

Технологическая карта урока

Тема урока

Внешняя политика России во второй половине XIX века. Русско-турецкая война

1877-1878 гг.

Тип урока

Изучение нового материала

План урока

1. Западное направление внешней политики.

2. Восточная политика: Туркестан и Средняя Азия.

3. Политика России на Дальнем Востоке.

4. Русско-турецкая война: причины, развитие военных действий.

5. Итоги войны.

Цель урока

Познакомить учащихся с внешней политикой Александра II, выявить её сходство и различие с внешней политикой Николая I, рассмотреть причины, ход, итоги русско-турецкой войны 1877-1878 гг., охарактеризовать участие России в решении международных вопросов.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Международная изоляция - автономия

Коалиция -экспансия

Горцы - восточный вопрос

Формы и методы обучения

Групповая работа;

Работа с историческими документами;

Ролевая игра;

Опережающее задание;

Самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами;

Подготовка выступлений с использованием разных источников информации

Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации.

Планируемые образовательные результаты

Объём освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность

Научатся: определять основные направления внешней политики Александра II.

Получат возможность научиться: сравнивать, выявляя сходства и различия, находить причины и определять последствия, осуществлять поиск необходимой информации, выделять главное, работать с историческим источником, готовить выступления с использованием различных источников информации, а также представлять публичное выступление в виде презентации.

Ценностно-смысловая компетенция

Умеют: определять понятия, работать с книгой, документом, ресурсами сети Интернет, вступать в речевое общение.

Организационная структура урока

Этапы

урока

Обучающие

и развивающие

компоненты,

задания

и упражнения

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные

учебные

действия

(УУД)

Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности

I. Организаци

Подготовка класса к работе

Знакомит с темой, целями и планом урока

Записывают тему и план урока в тетрадь

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную задачу.

домашнего

1. карточки (для слабых учащихся);

2. ролевая игра:

1.Раздаёт карточки, объясняет, как выполнять

2.Знакомит с принципами ролевой игры, подводит итоги

1.Выполняют карточки (для слабых учащихся);

2. Участвуют в ролевой игре: 3 учащихся представляют три направления в общественном движении – консервативное, либеральное, революционное,1 ученик является экспертом, определяющим правильность, полноту ответов, остальные учащиеся являются журналистами, задающими вопросы представителям общественных движений: например, какие цели вы ставите перед собой, как относитесь к реформам Александра II, поддерживает ли вас народ и т.д. и осуществляют контент-анализ выступлений одноклассников.

Познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск существенной информации по памяти.

Изучение нового материала

1.Вступительное слово учителя

2.Работа в группах по материалам учебника

3. Работа с опережающим заданием

4. Работа с учебником с. 202, 207, работа с исторической картой

5. Работа с презентацией

1.Знакомит с внешней политикой Александра II.

2. Организует работу в группе, подводит итоги работы групп

3. Предлагает выступить учащемуся, готовившему опережающее задание

4. Рассказывает об обострении обстановки в Балканских государствах, территория которых входила в состав Турции, и о движении славянских народов против власти турецкого султана.

Организует проверку и дополняет ответы учащихся, которым затем задаётся вопрос: как вы думаете, готова ли была Россия к войне с Турцией?

Знакомит учащихся с развитием событий на Балканах и на Кавказе, с дальнейшими событиями войны и наступлении русской армии на Софию, Адрианополь и Стамбул.

5. Предлагает учащимся заслушать сообщение и познакомиться с презентацией.

1.Записывают тему урока в тетрадь, затем вспоминают результаты Крымской войны и условия Парижского мирного договора, находят и записывают определения терминов.

А)1 группа характеризует европейское направление внешней политики России, работая с учебником на стр.190-192 (группе выдаётся маршрутный лист).

2 группа характеризует восточное направление внешней политики России, работая с учебником на стр. 192-197 (группе выдаётся маршрутный лист).

3 группа характеризует дальневосточную политику России, работая с учебником на стр.197-199 (группе выдаётся маршрутный лист).

Б) представляют результаты своей работы, выбрав одного выступающего от группы

3.Слушают выступающего, рассказывающего о А.М.Горчакове

4. Выписывают причины русско-турецкой войны в тетради.

Отвечают на вопрос учителя

Составляют хронику военных действий, заполняя таблицу: дата, событие, результат

5.Заслушивают сообщение о М.Д.Скобелеве, которое сопровождается мультимедийной презентацией, составленной учениками (приложение 2)

Познавательные:

Общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о внешней политике России во второй половине XIX века, строят речевые высказывания в устной форме, формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск необходимой информации, работают с историческими документами.

Логические – строят логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: работают в группе, приходят к общему решению, строят понятные для партнёров высказывания

1.Информационно-справочные ресурсы Интернета (Википедия)

2. Информационно-справочные ресурсы Интернета (Историческая энциклопедия)

3.Информационно-справочные ресурсы Интернета (Историческая энциклопедия)

4. Демонстрация мультимедийной презентации (приложение 1)

5. Информационно-справочные ресурсы Интернета (Историческая энциклопедия)

Демонстрация мультимедийной презентации

Первичное осмысление и закрепление

Работа с историческим документом

Объясняет принцип работы с историческими документами

Знакомятся с условиями Сан-Стефанского мирного договора и решениями Берлинского конгресса, сравнивают их и делают выводы об итогах русско-турецкой войны (работа с документами)

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу

Информационно-справочные ресурсы Интернета (база данных исторического архива)

Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке знаний

1.Предлагает выполнить тест

1.Отвечают на вопросы теста 2.Определяют своё эмоциональное состояние на уроке

Личностные: сохраняют мотивацию к учёбе, развивают способность к самооценке.

Регулятивные:

Определяют уровень усвоения изучаемого материала

Контролирующий тренажёр: контрольный тест в электронной оболочке в программе Power Point.

VI. Домашнее задание

параграфы 24-25, вопросы, дополнительно: прокомментируйте высказывания: канцлер Горчаков, представлявший Россию на Берлинском конгрессе, в записке Александру II отмечал: «Берлинский конгресс есть самая чёрная страница в моей служебной карьере». Император на ней написал: «И в моей также»

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание








Этап урока Компоненты Урока задания упражнения Деятельность учителя Деятельность ученика Формы организации взаимодействия на уроке Формируемые УУД Познавательн ые Регулятивные Коммуникатив ные, личностные ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Формы организации взаимодействия на уроке Этап урока Компоненты урока задания упражнения Деятельность учителя Регулятивные УУД Деятельность ученика Познавательные УУД Коммуникативные личностные УУД Примеры УУД на этапах урока








Обучающие и развивающие компоненты урока задания упражнения Далее Составление таблицы по тексту Восстановление неполной таблицы Составление сравнительной таблицы Составление хронологической таблицы Составление синхронистической таблицы Заполнение таблицы


Обучающие и развивающие компоненты урока задания упражнения Далее Работа с текстом учебника Работа с иллюстрациями учебника Работа с исторической картой Работа с историческим документом Работа с исторической картиной Составление вопросов по заданной теме




Деятельность учителя Проверяет готовность обучающихся к уроку Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на... Формулирует задание... Напоминает обучающимся, как... Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обеспечивает мотивацию выполнения... Далее


Деятельность учителя Контролирует выполнение работы. Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Диктует. Дает: комментарий к домашнему заданию; Дает задание на поиск в тексте особенностей... Организует: взаимопроверку; коллективную проверку; Организует: проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; Далее


Деятельность учителя Организует: оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; Организует: поисковую работу обучающихся Организует самостоятельную работу с учебником; Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Подводит обучающихся к выводу о... Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в... Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.


Деятельность ученика Составляют хронологическую таблицу. Составляют синхронистическую таблицу Выполняют задание в тетради. По очереди комментируют... Обосновывают выбор написания... Приводят примеры. Пишут под диктовку. Выполняют задания по карточкам. Выполняют творческое задание Выполняют проблемное задание Работают с учебником по памятке Участвуют в беседе Озвучивают понятие... Выявляют закономерность... Анализируют... Работают с историческими документами. Работают с текстом учебника. Работают с исторической картиной. Работают с иллюстрациями в учебнике. Работают с исторической картой Отвечают на вопросы учителя. Выполняют тесты Далее


Деятельность ученика Определяют причины... Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. Сравнивают... Читают текст. Читают план описания... Слушают доклад, делятся впечатлениями о... Высказывают свое мнение. Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку. Находят в тексте понятие, информацию. Составляют кроссворд по теме.. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) Подчеркивают характеристики...




Познавательные УУД Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи Умеют заменять термины определениями Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных Выделяют формальную структуру задачи Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей Анализируют условия и требования задачи Выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам Выбирают знаково- символические средства для построения модели Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) Выражают структуру задачи разными средствами Выполняют операции со знаками и символами Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности Далее


Познавательные УУД Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи Выделяют и формулируют познавательную цель Осуществляют поиск и выделение необходимой информации Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Структурируют знания Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров Определяют основную и второстепенную информацию Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации Выделяют и формулируют проблему Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов Устанавливают причинно- следственные связи Строят логические цепи рассуждений Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки


Регулятивные УУД Сличают свой способ действия с эталоном Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона Вносят коррективы и дополнения в составленные планы Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Осознают качество и уровень усвоения Оценивают достигнутый результат Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата Составляют план и последовательность действий Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?) Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней


Коммуникативные УУД Умеют слушать и слышать друг друга С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме Интересуются чужим мнением и высказывают свое Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия Планируют общие способы работы Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений Далее


Коммуникативные УУД Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию Учатся разрешать конфликты - выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми Учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности Далее


Личностные УУД Далее Представление о территории и границах России, ее географических особенностях Знание основных исторических событий развития государственности и общества Знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций Представление о государственной организации России Знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников Знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина Ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений Знание о своей этнической принадлежности Освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация Основы социально-критического мышления Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий Установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями Экологическое сознание Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях Знание основных принципов и правил отношения к природе Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий Гражданский патриотизм Любовь к Родине


Личностные УУД Чувство гордости за свою страну Уважение истории, культурных и исторических памятников Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности Уважение и принятие других народов России и мира Межэтническая толерантность Готовность к равноправному сотрудничеству Уважение личности и ее достоинства Доброжелательное отношение к окружающим Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им Уважение ценностей семьи Любовь к природе Признание ценности здоровья, своего и других людей Оптимизм в восприятии мира Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; Позитивная моральная самооценка Чувство гордости при следовании моральным нормам Переживание стыда и вины при нарушении моральных норм Готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера) Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика


Примеры УУД на этапах урока Далее Этапы учебного занятия Образовательные задачи УУД, формирующиеся на данном этапе 1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности. 2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность. 1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть…) 3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. 2. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе. 1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. 2. Зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение правил). 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). 1. Оргмомент


Примеры УУД на этапах урока Далее 2. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе. 3. Зафиксировать актуальные способы действия в знаках (эталоны, схемы, опора по правилам). 4. Организовать обобщение актуализир. способов действий. Мотивировать учащихся к учебному действию. 5. Организовать выполнение учащимися учебного действия. 6. Зафиксировать учебные затруднения (групповое или индивидуальное) 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). Этапы учебного занятия Образовательные задачиУУД, формирующиеся на данном этапе


Примеры УУД на этапах урока Далее 3. Усвоение новых знаний и способов действия Организовать построение проекта изучения нового знания: 1. учащиеся ставят цель проекта (что является целью - тема). 2. учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет...) 3. учащиеся формулируют шага, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Этапы учебного занятия Образовательные задачиУУД, формирующиеся на данном этапе


Примеры УУД на этапах урока Далее 4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий. 1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2. Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3. Организовать фиксацию нового действия в знаках. 4. Обсуждение возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа. 5. Организовать усвоение учащимися нового способа действий во внешней речи (в парах или группах, фронтально) 1) Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества 2) Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения Этапы учебного занятия Образовательные задачиУУД, формирующиеся на данном этапе


Примеры УУД на этапах урока Далее 5. Контроль и самооценка знаний и способов действия 1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки. 3. По результатам выполнения самостоятельной организовать рефлексию деятельности по применению нового способа 1) Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. 2) Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания. Этапы учебного занятия Образовательные задачиУУД, формирующиеся на данном этапе


Примеры УУД на этапах урока Далее 6. Коррекция знаний и способов действий 1. Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2. Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. 1) Регулятивные: прогнозирование 7. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. 1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке. 2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. 1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Этапы учебного занятия Образовательные задачиУУД, формирующиеся на данном этапе


Примеры УУД на этапах урока 8. Рефлексия 1. Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одногруппниками. 1) Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности Этапы учебного занятия Образовательные задачи УУД, формирующиеся на данном этапе


Список использованной литературы 1 МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ФГОС г. Армавир 2013 г. 2 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / {А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.}; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, – 159 с. 3 Технологические карты уроков по учебнику история средних веков 6 класс Е. В. Агибаловой Г. М. Донского, автор составитель Т. А Галауллина Волгоград Учитель 2013 г. 4 СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ «Конструирование технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС» Нижний Тагил 2012

Технологическая карта урока по истории 5 класс. Урок "Искусство Древнего Египта".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по истории в 5 классе»

Технологическая карта урока по истории в 5 классе

по теме «Искусство Древнего Египта»

Учитель: Петелина М.Ф.учитель истории МОАУ СОШ с УИОП № 10 г. Кирова

Педагогические цели

Способствовать ознакомлению со строительством пирамид, особенностями похоронного обряда Древнего Египта, ролью пирамид в системе мировосприятия древнего египтянина: создать условия для рассмотрения устройства древнеегипетских храмов как величайших памятников мировой архитектуры, определения правил, которые должны были соблюдать египетские мастера, изображавших богов, фараонов, вельмож; содействовать раскрытию мысли о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Египта

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок экскурсия

Планируемые результаты (предметные)

Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность.

Личностные результаты

Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность

Метапредметные результаты

Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, рисунок и др.); умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Основное содержание темы, понятия и термины

Предназначение пирамид Древнего Египта. Постройка пирамиды Хеопса (около 2600 г. до н.э.). Сфинкс. Способы строительства пирамид. История открытия гробницы Тутанхамона. Особенности похоронного обряда. Устройство древнеегипетских храмов. Пирамида, гробница, саркофаг, чудеса света, обелиск, колонна, архитектура, скульптура.

Образовательные ресурсы

Учебник А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой “История Древнего мира”, М.: “Просвещение”; Электронное приложение к учебнику. Атлас по истории Древнего мира, М.: Федеральное агентство геодезии и картографии. авторская презентация “Искусство Древнего Египта”. Карта «Древний Египет»

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

I .Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Контроль знаний

Индивидуальная, фронтальная. Словесный, практический. Диктант.

Осуществляется контроль знаний хронологии и значения терминов (см. Приложение 1)

Записывают даты событий и терминов по их определениям

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

III. Постановка учебной задачи

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

(на слайде три понятия: архитектура, скульптура, живопись)

Совместно с ребятами формулируется тема урока.

Что объединяет эти понятия?

В случае затруднения – совместное определение понятий. Обязательно прозвучит обобщающее понятие «искусство».

Обсуждают вопрос

Совместно с учителем формулируется тема урока.

Запись темы в тетрадь.

Познавательные: выделение проблемы.

Коммуникативные: потребность в общении, умение находить общее решение

Регулятивная

Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока

IV . Усвоение знаний и способов действий.

1. Первое из чудес света.

2.Храмы – жилища богов.

3.Гробница фараона Тутанхамона

4. «Пойдемте в музей»

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа с текстом, картой, беседа, рассказ, презентация.

Чтение. Работа с текстом, беседа,

Индивидуальная. Фронтальная. Словесный, творческий.

Сообщение

Фронтальная, парная. Работа с текстом, иллюстрациями. Тест

рассказывает о египетских пирамидах и

организует беседу по вопросам (см. конспект).

знакомит учащихся с терминами: архитектура, сфинксы;

Организует работу с картой, обучает учащихся словесному определению местоположения объекта (пирамид) на карте.

знакомит учащихся с терминами: обелиски, колонны.

Предлагает послушать сообщение о гробнице Тутанхамона

Организует работу с иллюстрациями и текстом учебника п.4, для определения особенностей работы древнеегипетских мастеров, беседу по вопросам.

Слушают учителя. Дают ответы на вопросы учителя, приводят аргументы, чтобы доказать своё мнение.

Показывают на карте и словесно определяют местонахождение пирамид

Записывают в тетрадь дату постройки пирамиды Хеопса

Называют и описывают основные элементы храма.

Выступают с подготовленным сообщением.

Проводят поиск необходимой информации в тексте учебника. Определяют особенности работы древнеегипетских скульпторов и художников

Познавательные:

Извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа, осуществляют анализ, делают выводы.

Владеют навыками смыслового чтения; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

Коммуникативные:

Слушают и понимают речь других

Регулятивные:

принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Познавательные:

Владеют навыками смыслового чтения.

Коммуникативные:

Высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Познавательные:

Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста

Коммуникативные:

пишут сообщения, используя информацию из разных источников

Познавательные:

Владеют навыками смыслового чтения,

осуществляют анализ объектов с целью выявления признаков, делают вывод

Коммуникативные: принимают участие в работе парами, высказывают свое мнение

V. Закрепление знаний и способов действий

Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Тест.

Организует коллективную работу с тестом (см. Приложение 2)

Выполняют тест

Познавательные:

умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме

VI. Рефлексия

Фронтальная. Словесный. Беседа.

Закончите предложения:

На уроке я работал….

Своей работой на уроке я …

Урок для меня показался…

За урок я …..

Материал урока мне был …

Заканчивают предложения:

Активно/пассивно

Доволен/ недоволен

Коротким/длинным

Не устал/ устал

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен
легким/трудным

Регулятивные:

Проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке: прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

VII. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Технологическая карта урока по истории

Что такое Смута? Причины смутного времени.

Личности смутного времени.

Итоги и значение смутного времени

Личностно значимая проблема

За что благодарна Россия К. Минину и Д. Пожарскому?

м етоды и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Смута, самозванец,народное ополчение, семибоярщина, «тушинский вор».

Основные персоналии

Борис Годунов, Лжедмитрий I , Лжедмитрий II , Василий Шуйский, Марина Мнишек. Иван Болотников, Кузьма Минин, Д. Пожарский, Михаил Федорович Романов.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Межпредметные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться работать с текстом учебника; анализировать полученную информацию; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Связь с современностью

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности на примере литературных произведении; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность преподавателя

Деятельность

обучающихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала (Слайд 1-2)

Ставит перед обучающимися цели урока: Сегодняшний урок я хотела бы начать словами А.К. Толстого

Прямые были страсти –

Порядка ж ни на грош.

Известно, что без власти Далеко не уйдешь.

Этот период безвластия в нашей стране вошел в историю как Смутное время .

Ребята перед каждым из вас рабочий лист, в который в течение всего урока, вы вносите баллы за каждый правильный ответ и выполненное задание.(Приложение)

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний

Историческая разминка- словарная работа: (Слайд 3)

Ребята давайте вспомним некоторые исторические понятия:

Кто такой самозванец, Авантюрист,Дети боярские, Указ о «заповедных летах», Указ об «Урочных летах»

Дают устное определение терминов. Предполагаемые ответы:

Самозванец- человек, выдающий себя за другова.

Авантюрист- человек, занимающийся рискованным делом

Дети боярские- небогатые дворяне.

Указ о «заповедных летах»-

Фронтальная

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга,

1. Устные ответы.

2. Устные ответы

III. Изучение нового материала

Показ презентации и беседа с учащимися (слайд-4)

Задание№1

Ответить на вопросы учителя

(слайд 6-7)

Работа с учебником стр171-172 .

Задание№2 .

Прочитайте текст перед вами и определите причины Смутного времени.

(Слайд-8)

Вопрос № 2: Персоналии смутного времени. Студентам было дано предварительное задание.

Задание№3 : Подготовить сообщения:

1.Борис Годунов –Табуева Алина (слайд-9)

2.Чочиев Микис – стихотворение (Слайд-10)

3. Хабаева Зарина – Лжедмитрий I .(Слайд 11)

Работа с документом.

Задание№4 Прочитать текст и ответить на вопросы (Приложение)

4.Хабаев Эрик – Марина Мнишек (Слайд12)

5.Кобесова Сабина – Василий Шуйский (Слайд 13)

6.Кудухов Виталик – Иван Болотников (Слайд14)

7. Ваниева Мария – К. Минин и Д. Пожарский.

Работа с иллюстрациями.

Задание№5

Кто изображен на портретах? (Слайд 16)

(Слайд 17)

Задание №6

Если бы сегодня, Лжедмитрий I и Василий Шуйский были кандидатами в президенты, зная об их деяниях, кто набрал бы наибольшее количество голосов.

(Слайд 18)

Презентация «Смутное время в Российском государстве».

На слайде вы видите изображение памятника, работу скульптора Ивана Петровича Мартоса, изготовленную в 1818 г.. Стоит этот памятник в Москве, на Красной площади рядом с Покровским собором (храмом Василия Блаженного). На постаменте возвышаются фигуры двух людей: нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского. На постаменте из красного гранита можно увидеть высеченную бронзовыми буквами надпись: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”. За что так благодарна Россия этим людям? Что они сделали, чтобы остаться навечно в памяти русского народа.

Сегодня мы с вами рассмотрим, какие события предшествовали этому.

Что же такое Смута? Смута – глубокий духовный, экономический, социальный и внешне – политический кризис, постигший Россию в конце XVI – в начале XVII вв.

Итак рассмотрим первый пункт плана нашего урока: Причины Смутного времени. Перед вами учебники, открываем на странице 171-172 . Назовите причины Смуты?

Запишите в тетрадь причины.

Слушание сообщения о Борисе Годунове.

Эти события нашли отражение во многих литературных произведениях:

    поэма Пушкина «Борис Годунов»;

    Константин Бальмонт «В глухие дни Бориса Годунова»;

    Мусоргский - опера «Хаванщина»…

Комментарии к выступлению обучающихся по персоналиям. Обсуждение. Подводит промежуточный итог деятельности правителей этого периода(Слайд 15) Борьба за власть в период Смуты 1605-1612гг.:
Борис Годунов 1598-1605гг.

Лжедмитрий I 1605-1606гг.

Василий Шуйский 1606-1610гг.

ЛжедмитрийII 1607-1610гг.

Семибоярщина во главе с князем Мстиславским 1610-1613гг.

Михаил Федорович Романов 1613-1645 гг.

Как вы думаете, что такое «Семибоярщина»?

Соответствуют ли портреты о ваших представлениях об этих личностях?

Не так давно в нашей стране произошли события которые едва не привели к хаосу в нашей стране. Посмотрите на слайд, о каких событиях идет речь

Рассматривают слайды презентации, Делают предположения

Учатся структурировать знания;

1.Предполагаемые ответы учащихся к первому заданию:

Пресечение законной московской династии; Хозяйственная разруха (голодные годы, неурожайные, запустение центральной части русских земель);Ужесточение политики закрепощения крестьян; увеличение налогового гнета; Массовые народные волнения; Противоречия между боярами и дворянами; так как шла борьба за влияние того или иного царя

Пишут в тетрадях причины Смутного времени.

Слушают выступление своих одногрупников.

«В глухие дни Б.Годунова» К. Бальмонт:

В глухие дни Бориса Годунова Во мгле Российской пасмурной страны Толпы людей скиталися без крова, А по ночам всходило две луны.

Два солнца по утрам всхолило с неба, С свирепостью на данный мир смотря. И вопль протяжный: Хлеба! Хлеба! Хлеба!» - Из тьмы лесов стремился на царя. На улицах иссохшие скелеты Щипали жадно чахлую траву, Как скот – озверены и не одеты, И сны осуществились наяву. Гроба, отяжелевшие от гнили. Живым давали смрадный адский хлеб, Во рту у мертвых сено находили, И каждый дом был сумрачный вертеп… Среди людей блуждали смерть и злоба, Узрев комету дрогнула земля. И в эти дни Димитрий встал из гроба, В Отрепьева свой дух переселя.

Внимательно слушают выступления, делают записи со слайдов.

Ответы обучающихся: Семибоярщина – это группа бояр из семи человек во главе с князем Мстиславским, захватившая власть после низложения Василия Шуйского.

1.Групповая работа

2. Индивидуальная работа

3. Индивидуальная работа

4. Индивидуальная работа.

5. Фронтальная работа

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров.

1. Устные ответы.

2. Устные ответы.

Запись в тетрадях

3. Письменные задания

4. Устные ответы.

5. Устные ответы

6. Устные ответы.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Итоги и значение Смутного времени.

С 2005 года 4 ноября Россия отмечает новый для себя праздник День народного единства. В пояснительной записке к проекту закона о введении этого праздника отмечалось: "4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, окончательно освободив Москву от польских интервентов и "продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа".

Освобождение Москвы вызвало мощный патриотический подъём всенародной борьбы против оставшихся на территории интервентов. Известен подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина

Выполнение теста

Анализируют документ

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

Устные ответы

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Ребята давайте проверим полученные сегодня на уроке знания.

Тест:1. Какой год считается началом Смутного времени:

А)1598г. Б)1603г. В) 1613г.

2. Какая из этих причин Смутного времени экономическая?

А) Династический кризис;

Б) Хозяйственное разорение страны;

В) Ухудшение положения крестьян;

3. Выбрать вариант, где последовательно указаны правители.

А) Лжедмитрий I , Василий Шуйский, Федор Борисович.

Б) Федор Борисович, Лжедмитрий I , Василий Шуйский.

В) Лжедмитрий I , Федор Борисович, Василий Шуйский.

Выполняют тест. Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Самостоятельное оценивание учащихся

работы на уроке путем подшёта балов на своих рабочих листах

Домашнее задание

§27. стр. 171-177.

Работа с документом стр. 22 – 23.

Ответить на вопросы задания стр.178 параграфа.

Проблемный вопрос:почему претендентов на престол сначала поддерживал народ, а потом начинал борьбу с ними?

Конкретизирует домашнее задание.

Спасибо за внимание

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная работа

РУССКИЙ ИСТОРИК В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ О ЛЖЕДМИТРИИ I .

На престоле московских государей он (Лжедмитрий I ) был небывалым явлением. Молодой человек, роста ниже среднего, некрасивый, рыжеватый, неловкий, грустно – задумчивым выражением лица, он в своей наружности вовсе не отражал своей духовной природы: богато одарённой, с бойким умом, легко разрешавшим в Боярской думе самые трудные вопросы, с живым, даже пылким темпераментом, в опасные минуты доводившим его храбрость до удальства, податливый на увлечения, он был мастером говорить, обнаруживал и довольно разнообразные знания. Он совершено изменил чопорный порядок жизни старых московских государей и их тяжёлое, угнетательное отношение к людям, нарушал заветные обычаи священной московской старины, не спал после обеда, не ходил в баню, со всеми обращался просто, обходительно, не по-царски. Он тотчас показал себя деятельным управителем, чуждался жестокости, сам вникал во все, каждый день бывал в Боярской думе, сам обучал ратных людей. Своим образом действий он приобрёл широкую и сильную привязанность в народе, хотя в Москве кое-кто подозревал и открыто обличал его в самозванстве. Лучший и преданнейший его слуга П. Ф. Басманов под рукой признавался иностранцам, что царь не сын Ивана Грозного, но его признают царём потому, что присягали ему, и потому ещё, что лучшего царя теперь не найти.

1. Каковы были внешние данные Лжедмитрия I (Григория Отрепьева)?

2. Что отличало Лжедмитрия I от предшествующих русских государей?

3. Как относились к поведению царя современники ?

Учитель истории и обществознания Мысин С.А.

Сампурский филиал МБОУ «Сатинская СОШ»

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет История

Класс 5 класс

Тема урока Рабство в Древнем Риме

Тип урока Изучение нового материала

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

1) осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

2) непримиримое отношение ко всякому насилию над людьми;

3) толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям.

Предметные:

1) формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и

значения событий и явлений прошлого и современности;

2) знание учащимися источников рабства в Древнем Риме, сфер применения рабского труда; знание и умение пользоваться историческими понятиями и терминами: раб, рабство, гладиатор, амфитеатр.

3) развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную ценность;

4) умение работать с учебником, картой, иллюстрацией; осуществлять сравнение, обобщение.

Метапредметные:

1) умение сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия;

2) способность самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, формулировать и удерживать учебную задачу;

3) владение умениями работать с учебной и информацией, различными логическими действиями, формулировать выводы;

4) готовность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и сверстниками.

Техники и технологии: технология критического мышления, системно-деятельностный подход, проблемно-поисковый метод, использование ИКТ.

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ)

1) Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5-й класс, М. Просвещение, 2013;

2) Майков А.Н. История 5 класс. М.: Вентана-Граф, 2008;

3) Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой, 5-й класс, «ВАКО», М. 2013;

4) Электронное приложение к учебнику История Древнего мира. 5 класс. «Просвещение», 2012.
5) Комплект карт по истории Древнего мира.

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Формы

оценивания

1. Организационный.

Проверь, готов ли ты к работе?

Читают название параграфа.

Коллективное представление результатов задания.

Определять цель в учебной деятельности.

Планировать деятельность в учебной ситуации.

1. Определять главную тему, общую цель или назначение текста.

устный опрос

2.

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Организует

беседу по

вопросам.

1)С историей каких стран мы познакомились и

продолжаем знакомиться в этом году?

В истории этих стран есть

как много общего, так и

много своеобразного.

2)Какие общие черты в

истории изучаемых стран вы можете выделить?

3)Какую общую черту,

характерную и для Древнего Рима мы еще не изучали?

Определите тему нашего урока.

Отвечают на поставленные

вопросы.

В случае затруднения по

2 вопросу пользуются

учебником (оглавлением,

текстом)

Ответ по 2 вопросу.

Общие черты:

Все страны совершали

военные походы

Во всех странах

существовали религиозные

верования

В изучаемых странах имелась

государственная власть

Принимались законы

Существовало неравенство

между людьми

Существовало рабство.

Называют тему. Рабство в

Древнем Риме.

Записывают тему в тетради.

Учащиеся

проявляют

понимание

многообразие

древнего мира и его единство.

Определять проблему в учебной деятельности.

Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Определять понятия.

Ставить проблему.

беседа

3.Актуализация знаний.

Учитель предлагает

учащимся вспомнить, что

они знают о рабстве и

организует беседу по

вопросам

1)Кто становился рабом в

Греции, Египте, Индии,

Китае?

2)Где использовали труд

рабов?

3)Как свободные люди

относились к рабам?

4)Чем рабы отличались от

свободных людей?

4)Определите цель нашего

урока?

Учитель дает логическое

задание. Подумать и

выразить свое мнение по

вопросу: почему мы изучаем

эту тему? (к концу урока)

Учащиеся отвечают на

вопросы.

Называют цель: изучение

рабства в Древнем Риме, его сходство и различия с

рабством в других странах.

Настраивают-ся на выражение своего

мнения.

Выбирать средства достижения цели.

Работать по плану, сверяясь с целью

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Учащиеся осуществляют воспроизводство исторического материала с обобщающим уклоном.

Вступают в диалог, а также участвуют в коллективном обсуждении проблем.

2. Находить в тексте требуемую информацию.

3. Обобщать, делать выводы.

беседа

4.В ыявление места и причины затруднения.

Учитель указывает: для

достижения поставленной

цели, давайте выясним, что вызывает у нас затруднения

Называют затруднения:

Пока нет знаний о рабстве в Риме для сравнения с

рабством в других странах;

Нет плана сравнения

Формируется

умение слушать

мнение

одноклассников,

поддерживать его

или опровергать

Самостоятельно ставитьучебные цели

Формируются

регулятивные УУД

выявление того, что неизвестно для решения

поставленной цели.

Формируется

умение

осуществлять

многосторонний

подход к изучению вопроса

беседа

5.П остроение проектаи выхода из затруднения.

Предлагает учащимся

построить проект выхода из затруднения, т.е. определить

перечень

вопросов для

изучения темы

Обобщает сказанное

учениками и указывает, что по этим вопросам (плану) будет проходить изучение темы «Рабство в Древнем Риме»

Называют какие вопросы

нужно изучить для

выполнения цели урока.

1)Каковы источники рабства в Древнем Риме?

2)Где использовался труд

рабов в Древнем Риме?

3)Каким было положение

рабов в Древнем Риме?

4)Какие последствия

вызывало использование

рабов в Древнем Риме?

5)Каковы общие черты и

отличия рабства в Риме и

других древних государствах?

Умение слушать

товарищей,

оспаривать их

мнение,

соглашаться с

ними, доказывать

свою правоту.

Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

беседа

6.Открытие нового знания. Реализация построенного проекта.

Часть 1

Источники

Рабства

Часть 2

Использование рабов

Часть 3

Положение

рабов.

Часть 4

Последствия

использовани

я рабов в

Риме

Часть 5

Общие черты

и отличия

рабства в Риме и других

странах

Предлагает учащимся

изучить источники рабства в Древнем Риме

Организует работу с

учебным рисунком «Триумф в Риме» (учебник, с.226)

Организует работу с картой Учебника «Рост Римского государства в 3

2 в.в. до н. э.» (учебник, с.221)

Приложение7

Организует работу с текстом

учебника: § 49, п.1

Организует работу в гуппах.

Предлагает послушать

сообщение

Дополняет записи учащихся

другими сведениями

Предлагает ученикам

обобщить полученные

сведения об использовании

труда рабов и высказать свое мнение о масштабах

использования труда рабов в Древнем Риме.

Предлагает работу с текстом учебника

§49, п.2, абз. 3-4.и

п.3 (вывод), высказывание

древнеримского ученого

Варрона с.228.

Выступает с мнением. Мы

живем в другое время. У нас другие понятия о

взаимоотношениях между

людьми. На каких правилах строятся отношения в современном мире? Какие правила вас

устраивают? Почему?

Предлагает ответить на

вопросы

1)Как могло повлиять

большое количество рабов

на жизнь разных групп

населения: богатых,

крестьян, ремесленников?

2)Как могли повести себя

рабы по отношению к своим хозяевам?

3)Как вы думаете, как

трудились рабы? Как это

могло повлиять на хозяйство

страны?

Обобщение. Мы несколько раз изучали тему рабства в древнем мире. У нас накопился большой материал

для систематизации. Мы

можем выделить общие

черты рабства в древнем

мире. Подумаем над его

особенностями, например в Римском государстве

Записывают в тетради пункт

Источники рабства в Древнем Риме. По ходу урока постепенно ее заполняют

Анализируют иллюстрацию

по схеме.

1.На какие смысловые части

можно разделить рисунок?

2.Опишите настроение людей,

изображенных в каждой части

рисунка.

3.Чем можно объяснить эту

разницу в настроении?

4. Какие чувства вызыва

ют у

вас пленные?

5.Много ли пленных

становились рабами Рима?

Выполняют задание.

1.Как изменилась территория

Римского государства в 3

2 в.в. дон.э.

Отвечают, что Рим вел

много завоевательных войн, поэтому

территория Римского

государства выросла в

несколько раз.

2.Как завоевания влияли на количество рабов в Риме?

3.Сделайте вывод о первом источнике рабства в этой стране

Записывают в тетради:

1источник

Завоевательные

войны Рима

Читают текст и ноходят

другие источники рабства в Риме, называют его и

записывают в тетрадь

2 источник

Неплательщики

налогов в захваченных землях (провинциях)

Слушают сообщение.

Приложение 11.часть 3.

Источники рабства в Древне Риме.

После прослушивания

отвечают на вопрос.

3.Какие еще источники

рабства вы смогли

определить?

Записывают в тетради

3 источник

Пиратство

4 источник

Дети рабынь

1 группа.

(у каждого ученика

есть учебный рисунок «Труд рабов в имении римского рабовладельца» Рис. 1).

Приложение 2

2 группа. (у каждого ученика есть учебный рисунок «Труд рабов в имении римского

рабовладельца» Рис.2).

Приложение 3

3группа.

(у каждого ученика

есть учебный рисунок «Рабы на полях рабовладельца»)

Приложение 4

4 группа

. (у каждого ученика

есть учебный рисунок «Труд рабов в Риме»).

Приложение 1

Группы составляют описание труда

рабов, выделяют, какую

работу они выполняют.

После этого они излагают

добытые знания перед всем классом (на экране

проецируется их рисунок).

Весь класс получает

наглядную информацию.

Производят запись в тетрадь под заголовком

«Использование труда рабов в Риме»

В имении рабовладельца: на полях

Пахали землю, убирали

и обрабатывали урожай;

пасли скот; мололи зерно;

переносили тяжести и

выполняли другие тяжелые работы

В доме рабовладельца:

трудились поварами, няньками; делали

уборку, стирали. Имелись

рабы, которые развлекали

хозяина, лечили, сочиняли

литературные произведения

Строили дороги.

Сообщение ученика о

гладиаторах.(материал из

учебника §49 п.4 и

приложение

11 п.2

«Гладиаторы»

Ученики записывают в

тетрадь еще одну

разновидность использования

рабов в

Риме

Гладиаторские бои

Работали на рудниках (часто использовали труд детей)

Строили жилища, каналы, водопроводы и т.д.

Учащиеся краткими

формулировками определяют

положение рабов в римском

обществе

Унижение

Жестокое обращение

Полное

бесправие

Суровые наказания, вплоть до

убийства

Презрение

Нищенское содержание и т. д

Высказывают свое мнение

Участвуют в беседе.

Делают вывод, что рабство несло много опасности не только самим рабам, но и

всему обществу.

Учащимсяд предлагается

подумать над

Общими источниками

рабства,

Общими сферами

использования рабского труда,

Общими признаками положения рабов

Большое количество рабов

Широкое испо

льзование их

труда

Рост недовольства рабов,

угроза восстания

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Учащиеся

пополняют свои

знания по

конкретному

вопросу об

источниках рабства

в Риме.

Используют для

этого разные

источники

(карту, учебные

рисунки,текст

учебника,

сообщение

одноклассника)

В ходе беседы

складывается

критическое,

неприемлимое отношение к

рабству

Формируется

понимание

единства

исторического

процесса и его

особенности

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Оценивать степень достижения цели в учебной ситуации.

Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Формирование

личностного

отношения

отношения

сопереживания к положению рабов.

Формируется умение

анализа и синтеза

историческогоматериала

Координировать свое мнение и позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

Работать в парах и группе, эффективно сотрудничать.

Беседа

способствует

развитию

логического

мышления.

Ученики учатся

делать выводы на

основе анализа.

Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Использовать и понимать информацию, представленную в виде иллюстраций.

Обобщать, делать выводы.

Анализировать (выделять главное).

Делать умозаключения и выводы на основе аргументации, обобщать имеющуюся информацию.

Эта беседа

нацелена на

изучение

последующих тем

беседа работа с картой и иллюстрациями

работа в группах

беседа

7.Применение нового знания.

1.Дают определение понятий

и терминов

Раб

Гладиатор

Амфитеатр

2.Выбирают из

предложенного списка

правильные ответы

Рабы заботились об урожае хозяина

Рабы

не обучались в школе

За хорошую работу рабов отвозили на родину

Рабов в Риме называли

говорящим орудием труда

Парная работа.Ученики

проговаривают друг

другу (за партой) и проверяют

себя по записям в тетради

- Источники римского рабства

- Использование рабов в Риме

Высказывают свое мнение

1.Самостоятельно давать и объяснять оценки событий.

2.Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

1. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

2.Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

2. Работать в парах и группе, эффективно сотрудничать.

3.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

1.Анализировать (выделять главное).

2.Строить логическое рассуждение.

3. Обобщать, делать выводы на основе аргументации.

работа в парах

8. Рефлексия

учебной

деятельности

на уроке.

Проводит беседу

Что я узнал(а) нового на

сегодняшнем уроке?

Что я понял(а) на уроке?

Что я не понял(а) на уроке?

Учащиеся отвечают на вопросы и задают интересующие вопросы по данному уроку учителю.

Делятся впечатлениями.

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Применение

полученной

информации

Обсуждение,

организация

учебного

сотрудничест

ва с учителем и

сверстниками.

Выражается

личностное

отношение к

рабству.

Оценивание

результата своих

действий,

определения

степени

успешности

выполненной

работы, осознания

причин своего успеха или неуспеха

для нахождения

выхода из ситуации

в диалоге с

учителем или

самостоятельно.

Самооценка

9.Домашнее задание .

Выставление оценок с

Поделиться