Дидактические игры по этикету в подготовительной группе. Картотека дидактических игр " культура поведения за столом"

Дидактические игры по этикету и культуре поведения Младший дошкольный возраст "Расставь все по местам" Цель. Закрепить знания детей о чайной и столовой посуде, о столовых приборах. Активизировать употребление слов "чайный", "столовый". Материал. Карточки с изображением различных видов посуды и приборов. Ход игры Воспитатель выясняет, какие виды посуды известны детям (чайная, столовая) и предлагает выполнить задание: "Посуда и приборы перепутались. Необходимо расставить отдельно чайную посуду и столовую, рядом положить приборы". За правильное выполнение задания дети получают фишку. Старший дошкольный возраст "Как вести себя за столом" Цель. Закрепить правила поведения за столом. Ход игры Воспитатель предлагает выполнить задание: при перечислении вариантов поведения за столом отметить хлопками в ладоши правильные. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Глотать большие куски. Не чавкать. Ковырять в зубах пальцами. Класть в рот небольшие куски. Чавкать. Вытирать рот рукавом. Спешить. Пить залпом. Выплевывать косточки на стол. Хорошо пережевывать пищу. Не говорить с полным ртом. Чистить зубы зубочисткой. Пользоваться салфеткой. Дуть на суп. Бросать салфетку на пол. Примерные конспекты занятий по этикету и культуре поведения Младшая группа "Знакомство с ножом" Цель. Познакомить детей с приемами использования столового ножа, научить делать бутерброд с маслом. Воспитывать самостоятельность. Материал. Вырезанный из картона нож - человечек (с руками, нарисованным лицом, галстуком); красиво оформленный бумажный пакет, ширма для настольного кукольного театра. Ложка, вилка, масленка с маслом, сладкий чай. На каждого ребенка - кусочек хлеба, пирожковая тарелка, чашка с блюдцем, два столовых ножа (один - для рассматривания, другой - для работы). Ход занятия Воспитатель предлагает найти в игровом уголке бумажный пакет (с картонным ножом внутри). Дети находят пакет и приносят его воспитателю. Воспитатель. Давайте посмотрим, что в этом пакете. (Открывает пакет вместе с детьми. Достает нож-человечка.) Как вы думаете, кто это? (Нож.) Правильно. Давайте присядем и послушаем этого господина. Узнаем, зачем он к нам пришел. Дети проходят к стульчикам и садятся. Используя ширму для настольного театра, воспитатель от имени ножа беседует с детьми. Нож. Здравствуйте, дети! Вы узнали меня: я - столовый нож. Вы знакомы с моими сестрами - вилкой и ложкой? (Да.) Для чего они нужны? (С ними удобно есть.) Правильно. Вилка и ложка помогают во время еды. Я тоже хочу вам помогать. Посмотрите (показывает ложку и вилку), мы с сестренками похожи? (Ответы детей. Воспитатель обращает внимание на наличие ручек у ложки, вилки, ножа - они необходимы, чтобы было удобно держать приборы.) Но у меня еще есть лезвие. С одной стороны оно острое, чтобы можно было резать мясо, отрезать хлеб. Я помогаю людям с давних пор и надеюсь, что и с вами мы подружимся. Теперь мне пора идти к другим детям. Но я хочу оставить вам в подарок своих младших братьев. (Воспитатель показывает красивую коробку с набором ножей.) Постарайтесь подружиться с ними. До свидания! Воспитатель. Спасибо тебе, господин Нож! (Нож скрывается за ширмой. Воспитатель достает из коробки ножи и раздает по одному каждому ребенку.) Потрогайте нож. Какой он? Легкий или тяжелый? Теплый или холодный? Из чего он сделан? (Ответы детей.) Посмотрите, у ножа есть ручка и лезвие. Покажите ручку, потом лезвие. (Дети выполняют задание.) С одной стороны лезвие острое. С ножом надо обращаться очень осторожно. Положите ножи на мой стол. (Дети выполняют. Входит помощник воспитателя с нарезанным хлебом и маслом в масленке.) Хотите сделать бутерброд? (Да.) Садитесь на свои места. (Воспитатель раздает другие, чистые ножи. Показывает каждому ребенку правила приготовления бутерброда: кусочек хлеба кладут на тарелку, придерживают одной рукой, а ножом, держа его в другой руке, намазывают масло. Дети повторяют ее действия.) Какие молодцы! Вы научились намазывать масло на хлеб, как взрослые. Теперь вы всегда можете пользоваться ножом! Проводится чаепитие с бутербродами. Средняя группа "Накроем стол к чаю с конфетами" Цель. Учить детей разнообразным видам сервировки стола к чаю. Активизировать словарь: чайная пара, чайная ложка, заварочный чайник, конфетница. Познакомить с правилами этикета во время чаепития с конфетами. Продолжать закреплять навыки культуры еды и общения. Материал. Скатерть, салфетница с салфетками, набор чайной посуды, сундучок. Ход занятия Появляется Карлсон (его роль исполняет взрослый). Карлсон. Здравствуйте! Воспитатель. Здравствуй, Карлсон! Ты как здесь оказался? Карлсон. Да я мимо пролетал, замерз. На улице холодно, решил к вам заглянуть, погреться. Можно? Воспитатель. Как мы можем побыстрее согреть Карлсона, чтобы он не заболел? (Ответы детей.) Карлсон. Давайте выпьем чаю. Я так его люблю, особенно со сладостями. Воспитатель. Дети умеют правильно и красиво накрыть стол для чая. Все вместе расстилают скатерть, расставляют чайную посуду, называют ее: чайная пара, чайная ложка. Карлсон иногда ошибается, переспрашивает. В процессе работы воспитатель напоминает, как правильно держать чашку (за ручку), где должна лежать ложка. Когда стол накрыт, воспитатель предлагает отойти от него и полюбоваться сервировкой. Спрашивает у детей, что им нравится. Обращает внимание на скатерть: она белоснежная, отглаженная. Карлсон. По-моему, здесь чего-то не хватает... Мне же бабушка дала сундучок с конфетами, а я совсем забыл. Сундучок любит, чтобы отгадывали загадки про волшебные слова, тогда он открывается. Сможете отгадать? Чтоб открылся сундучок, Расскажи-ка мне, дружок: Что ты скажешь, если вдруг Угостит тебя твой друг? Дети. Спасибо. Карлсон. Что ты скажешь, мой дружок, Если в гости вдруг придешь? Дети. Здравствуйте. Карлсон. Что ты скажешь, дорогой, Если ты пойдешь домой? Дети. До свидания. Карлсон. Ура, открылся! Значит, вы ответили правильно. Воспитатель. Дети, куда мы переложим конфеты? Можно их положить в салатницу? (Нет.) Почему? (Ответы детей.) Посмотрите на эту вазу. (Показывает конфетницу.) Можно туда положить конфеты? (Да.) Эта ваза называется конфетницей. Заполним ее конфетами. (Дети кладут в нее конфеты. Благодарят Карлсона.) Воспитатель. Знаешь, Карлсон, для чаепития с конфетами нам понадобятся еще и тарелочки, их всегда ставят с левой стороны от чашки (каждый ребенок пробует сам поставить тарелочку с левой стороны). Вот теперь можно садиться за стол. В это время Карлсон забирает из вазы все конфеты, разворачивает одну и кидает фантик на пол. Воспитатель. Дети, как вы думаете, Карлсон правильно поступил? Он забрал все конфеты да еще и фантик бросил на пол. (Ответы детей.) Карлсон. А я хочу все конфеты. Почему нельзя-то? Воспитатель. Давай, Карлсон, мы тебя научим правилам этикета и расскажем, почему так не делают. Карлсон. Согласен. Воспитатель. Если ты возьмешь много конфет, то остальным может не хватить. Лучше взять одну конфету, а потом, если в конфетнице остались конфеты, можешь взять еще одну. Конфету надо класть в тарелку, которая стоит с левой от чашки стороны, туда же кладем и фантик от съеденной конфеты. Проводится чаепитие, во время которого воспитатель закрепляет знания детей о том, для чего нужна чайная ложка, как правильно держать чашку (за ручку; можно придерживать за донышко). Старшая группа "Украшение праздничного стола" Цель. Расширять представления о разнообразии скатертей и салфеток, их уместном использовании. Формировать практические умения в создании дизайна стола, складывании салфеток. Материал и оборудование. Скатерти разной расцветки, формы и размера. Тарелки и тканевые салфетки - на каждого ребенка. Композиция из еловых веток, шишек, новогодних шаров, которые были сделаны детьми на занятиях по ручному труду. Видеомагнитофон. Мультфильм "Винни-Пух идет в гости". Столы (круглый, прямоугольный). Схемы складывания салфеток (на листах бумаги A3). Ход занятия Воспитатель. Дети, какой зимний праздник ваш любимый? (Новый год.) Почему вы любите этот праздник? (Высказывания детей.) Хотелось бы вам научиться накрывать красивый праздничный стол? Чем отличается праздничный стол от обычного? (Ответы детей. Пояснения воспитателя по мере необходимости.) Посмотрите, какие разные бывают скатерти (демонстрирует ажурные, белые, цветные, набивные, расшитые, круглые, квадратные). Все они чистые, отглаженные. Для разных столов - разные скатерти. Какая скатерть подойдет для круглого стола? (Выбирают.) Вспомните, как надо стелить скатерть. (Аккуратно разворачивать на столе.) Постелите скатерть на круглый стол. (Дети выполняют задание.) А эта белоснежная скатерть (демонстрирует) на прямоугольный стол - для большого торжества. Можно постелить сразу две скатерти разного рисунка и цвета (одну на другую). (Дети предлагают варианты. Выбирают лучший. Стелят скатерти на стол.) Итак, стол застелен скатертями. В какой последовательности нужно накрывать на стол? (Сначала тарелки, столовые приборы, стеклянная посуда, затем салфетки, украшения.) Салфетки тканевые, бумажные - обязательный элемент сервировки. Можно сказать, что "родилась" салфетка в Древней Греции около 3500 лет назад: во время еды губы утирали листом фигового дерева. Тканевую салфетку стали употреблять в Древнем Риме около 2000 лет назад. В богатых домах на них вышивали инициалы хозяина дома. Гости даже уносили с собой эти изысканные салфетки на память о прекрасно проведенном времени. Какие салфетки необходимы для праздничного стола? (Тканевые.) Как вы думаете, что делают с этой салфеткой, когда садятся за стол? (Кладут на колени, чтобы не испачкать праздничной одежды.) Такой салфеткой можно лишь слегка промокнуть губы, например перед тем, как выпить напиток (чтобы не оставить жирных следов на стакане). Наши друзья Винни-Пух и Пятачок тоже пользовались салфетками в гостях. Вспомним, как они это делали. (Просмотр отрывка из мультфильма.) Правильно ли пользовались салфетками Винни-Пух и Пятачок? (Ответы детей.) Посмотрите, как можно сложить салфетку. (Демонстрирует образцы: "крендель", "пирамидку", "снопик", "карман", "веер".) Хотите научиться складывать салфетки? (Ответы детей.) В этом вам помогут схемы. (Вывешивает схемы. Дети упражняются в складывании салфеток.) Помните, что для праздничного стола все салфетки должны быть сложены одинаково. У каждого гостя на тарелке - сложенная салфетка. (Предлагает сложить салфетки каким-либо одним способом. Дети выполняют задание и ставят или кладут салфетки на тарелки.) Как красиво! Чем еще можно украсить наш стол? (Свечами, композициями из еловых веток, шишек, новогодних шаров.) Правильно, давайте сделаем новогодний стол еще красивее. (Все вместе украшают стол.) Подготовительная к школе группа "Давайте познакомимся!" Цель. Учить речевым формулам вежливости во время знакомства. Воспитывать доброжелательность. Материал и оборудование. Игрушки для сценки Видеомагнитофон. Мультфильм "Крокодил Гена ищет друзей". "Знакомство". Ход занятия Воспитатель. Сегодня во дворе моего дома я встретила соседа - мальчика Сашу семи лет. Он был очень расстроен. Поговорив с ним, я узнала, что в наш дом переехала новенькая девочка. Саше она очень нравится, он хотел бы с ней подружиться, но не знает, как нужно познакомиться, чтобы ее не обидеть. Может быть, вы ему поможете? (Ответы детей.) Хорошо, давайте попробуем разыграть сценку. Оля будет как будто играть в песочнице, а Ваня подойдет к ней и попробует познакомиться. Вы понаблюдаете и скажете, все ли правильно сделал Ваня. (Дети разыгрывают сценку, затем обсуждают и предлагают свои варианты знакомства.) Можно ли знакомить так, как описывается в стихотворении: Познакомьтесь, это - Ленка, У нее на шее шрам. А вот этот карлик - Генка... Конечно, нет. "Так знакомить - стыд и срам". При знакомстве со своим сверстником вы должны первыми назвать свое имя, затем спросить имя того, с кем хотите познакомиться. После этого нужно сказать: "Очень приятно познакомиться!" Поупражняйтесь, пожалуйста! (Дети "знакомятся" друг с другом, используя нужные речевые формы.) Если с тем, с кем вы хотите познакомиться, знаком ваш друг, то он представляет вас так: "Андрей, хочу познакомить тебя с Сашей" или "Разреши тебе представить Сашу". (Дети разыгрывают эту ситуацию, проговаривая словесные формы.) Если при знакомстве присутствуют взрослые, как поступить в этой ситуации? Надо представить младшего старшему, близкого знакомого - малознакомому. Я знаю одного крокодила, который нашел интересный способ знакомства. Давайте посмотрим. (Показ отрывка из мультфильма "Крокодил Гена ищет друзей" и его обсуждение.) Теперь вы знаете, как правильно знакомиться, и уверена, успешно справитесь с этой ситуацией. "Книга в подарок" Цель. Учить делать подарки. Воспитывать доброжелательное отношение к другому человеку. Материал. Азбука, старые потрепанные книги, книги-"раскладушки" для малышей, толстые энциклопедические словари. Парик с бантами. Набор фломастеров, настольная игра в коробке, конфета. Открытка "С днём рождения!", красивая оберточная бумага. Ход занятия Воспитатель. Сегодня я вспомнила, что у мальчика из Простоквашино, известного как Дядя Федор, через неделю день рождения. Давайте поздравим его с праздником. Как можно это сделать? (Ответы детей.) Хорошо, чуть позднее мы решим, как его поздравить. А сейчас вслушайтесь в пары слов: строить - строитель; учить учитель. Дарить... доскажите! (Даритель.) Правильно, только слово это немного непривычно. Когда-то в русском языке это слово употреблялось часто. Оно обозначало человека, который даром, обратите внимание, даром делает другому что-нибудь хорошее. Помните, у Сергея Михалкова: дядя Степа спас тонущего ребенка, или, говоря по-другому, подарил ему жизнь, и в ответ на предложение попросить за это что угодно сказал: Мне не надо ничего, Я задаром спас его. Видите, задаром! Но бывает ведь и так (произносит диалог): - Петь, а Петь, я тебе на день рождения свисток подарю, а ты мне - удочку! - Сказал тоже - свисток! Свисток три рубля стоит, а удочка - двадцать! - Ну ладно. Я еще две марки добавлю. - Да на что мне твои марки? Я про спорт собираю, а у тебя - города. Разве здесь о подарках разговор? (Ответы детей.) Конечно, нет. Такой способ "дарить" и таких "дарителей" народ давным-давно осудил в поговорке: "Подарки дарят - отдарки глядят". Думаю, что смысл ее понятен. Кто и когда сделал первый подарок, мы не знаем. Но когда это произошло и даритель увидел на лице другого человека радость, то сделал величайшее открытие: давать и дарить, может быть, даже приятнее, чем получать. Вы любите больше дарить или принимать подарки? (Ответы детей.) Я больше люблю дарить. Так приятно делать людям добро, видеть, как человек радуется. Познакомьтесь с девочкой Леночкой. (Воспитатель отворачивается, надевает парик, показывает сценку "На день рождения".) - Здравствуйте! Меня зовут Леночка. Меня пригласила к себе на день рождения моя лучшая подруга Оля. Мы с мамой купили ей в подарок фломастеры. (Показывает.) Сколько цветов! И что я этой Ольге буду их дарить? Она и рисовать-то не умеет. Я другое дело. Я очень хорошо рисую. Оставлю их лучше себе, а Оле подарю эту игру. (Рассматривает ее.) Какая интересная! Вот кубик... и фишки... и даже картинки. Вот здорово! Ну уж нет! Игру я себе оставлю, а Оле отнесу конфету "Мишка на севере". (Достает из кармана.) Моя самая-самая любимая конфета! И нужно ее Оле отдать? А я? Я без конфеты останусь? Ну уж нет! Лучше я ее (запихивает в рот) сама съем, а к Оле просто так пойду с тортом чай пить! (Снимает парик.) Ну что, понравилась вам эта девочка? (Ответы детей.) Почему? Какая она? (Жадная, злая, вредная, недобрая.) Вы хотели бы с ней дружить? (Нет.) Мне тоже не хотелось бы дружить с этой Леночкой. Помните, когда идешь на день рождения, нужно дарить подарок, который доставит радость имениннику, будет ему интересен. Если вы пойдете на день рождения к Вике, что вы ей подарите? (Ответы детей.) А если вас Илюша пригласит? (Ответы детей.) Молодцы, эти подарки им понравятся. Скоро у нашей Галины Алексеевны (помощник воспитателя) день рождения. Давайте подарим ей мяч, новый футбольный мяч. (Нет, нельзя.) Почему нельзя? Он же новый, красивый! (Взрослой женщине мяч не нужен. Нужно подарить что-то, что понравилось бы Галине Алексеевне, - рисунок, поделку, аппликацию.) Правильно, самое главное при выборе подарка он должен быть интересен, должен приносить радость. Давайте обсудим, что мы подарим Дяде Федору. Имейте в виду, ему исполняется семь лет, он скоро пойдет в школу. (Из предложенных вариантов выбирается книга.) Я приготовила несколько книг. (Дети подходят к стенду.) Внимательно рассмотрите их и выберите ту, которую хотите подарить. Взяв книги, дети рассаживаются за столом. Воспитатель берет книгу у каждого, рассматривает ее, обсуждает с детьми, можно ли ее дарить. Провоцирует детей: "Ну и что, что немного рваная, мы подклеим" и т.д. Дети протестуют: ведь старую книгу дарить нельзя. Отвергаются также книги слишком "детские" и "взрослые" без картинок. Выбирают Азбуку. Воспитатель. Все правильно. Подарим Дяде Федору "Азбуку" - ведь ему скоро в школу, и эта интересная книга ему нужна. Я расскажу, как правильно дарить книги. . Книга должна соответствовать возрасту человека и его интересам. . Книгу нельзя подписывать. . Чтобы узнать, от кого книга, в нее можно вложить подписанную поздравительную открытку. . Книгу можно упаковать в подарочную бумагу. . Когда даришь книгу, да и любой подарок, нужно говорить слова поздравления и пожелания. Не забудьте, получив подарок, поблагодарить, развернуть подарок, если это книга, перелистать, еще раз поблагодарить. И даже если у вас есть такая же книга, сказать: "Спасибо. Мне очень нравится твой подарок!"(Передает одну из книг ребенку и произносит: "Поздравляю тебя, Настя! Будь счастлива!" Ребенок отвечает: "Большое спасибо. Я очень рада, мне очень приятно..." Эти речевые формулы закрепляются с каждым ребенком.) Теперь подпишем открытку, вложим ее в книгу, запакуем красиво наш подарок и отправим в Простоквашино. Дети пишут на открытке свое имя или что-нибудь рисуют: цветок, солнышко, звезду и т.п., вкладывают ее в книгу и с помощью воспитателя заворачивают подарок в красивую бумагу. Художественные произведения, рекомендуемые для использования на занятиях по этикету А. Степанов А. Кондратьев Что такое этикет? Это можно, Это нет... Этикет, как этикетка И хорошая отметка, Но не только в дневнике, -у людей на языке... Очень просто Жить культурно: Всё прекрасно, Что не дурно. Приветствие - Доброе утро! - птицы запели. - Добрые люди, вставайте с постели, Прячется вся темнота по углам, Солнце взошло и идёт по домам. Прощание Нам желают: - Доброго пути! Будет легче ехать и идти. Приведет, конечно, добрый путь Тоже к доброму чему-нибудь. С. Маршак В гостях Медведя лет пяти-шести Учили, как себя вести: - В гостях, медведь, Нельзя реветь, Нельзя грубить и чваниться. Знакомым надо кланяться, Снимать пред ними шляпу, Не наступать на лапу. И старых уважать. И не ловить зубами блох, И не ходить на четырех. Не надо чавкать и жевать, А кто зевает всласть, Тот должен лапой прикрывать Разинутую пасть. Н. Красильников Доброе утро Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: -Доброе утро! -Доброе утро! Солнцу и птицам. -Доброе утро! Улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым... Пусть доброе утро Длится до вечера. 0. Дриз Добрые слова Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, Всем идущим на работу Кузнецу, врачу, ткачу -"С добрым утром!" - я кричу. "Добрый день!" - кричу я вслед Всем идущим на обед. "Добрый вечер!" - так встречаю Всех, домой спешащих к чаю. В. Юсупов Простите Папа разбил Драгоценную вазу. Бабушка с мамой Нахмурились сразу. Но папа нашелся: Взглянул им в глаза, И робко и тихо "Простите", - сказал. И мама молчит, Улыбается даже. - Мы купим другую, Есть лучше в продаже... "Простите!" Казалось бы, Что в нем такого? А вот ведь какое Чудесное слово! М. Белокурова "Как подружились вилка и нож" Жила-была вилка. Она еще мало прожила на свете, но уже очень гордилась своей красотой и острыми зубками. А жила она в доме у девочки Наташи, которая умела пользоваться столовыми приборами. Вилка с радостью помогала девочке справляться с макаронами, вермишелью, салатом и была очень счастлива тем, что у нее так ловко все получается. Но вот однажды во время обеда Наташе подали на второе салат и жареное мясо. Вилочка растерялась. Она не могла даже своими острыми зубками откусить кусочек мяса. Грустным тонким голоском она сказала: "У меня не получается, я не могу тебе помочь". Но Наташа успокоила вилочку и позвала на помощь нож. Нож явился во всей своей красоте: стройный, блестящий, гордый. Решительно и красиво он помог справиться с куском мяса. С тех пор вилка и нож стали большими друзьями.

Зарема Качакамова
Игры по правилам современного этикета

Словесная игра по этикету речевого общения

«Наши имена»

Цель : помочь детям и воспитателю запомнить имена детей группы, способствовать развитию внимания, координации движений.

Ход игры : Дети сидят на стульчиках. Каждый участник должен хлопнуть один (три) раз, повернуть голову к сидящему рядом, улыбнуться ему и громко, чётко назвать своё имя.

Обратить внимание и отметить, кто произнёс своё имя чётко, с гордостью; кто – тихо, словно оно ему неприятно.

Словесная игра по речевому этикету

«Вежливый котик»

Цель : Дети проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их, помогают тому, кто забыл слово.

Ход игры : Взявшись за руки, ребята водят хоровод вокруг мягкой игрушки, проговаривая :

Все хорошие ребята

Знают добрые слова.

Приходите к нам (котята, медвежата и т. д.)

Рады видеть вас всегда.

Остановившийся на последнем слове напротив игрушки ребёнок, говорит приветливое слово, не повторяя уже сказанного.

Дидактическая игра по этикету внешнего вида

«Каждой вещи своё место»

Цель : Обогащать представления детей о многообразии предметного мира. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать бережное отношение к вещам, предметам, стремление содержать их в порядке и на своих местах.

Материал : Кукла Маша – растеряша; демонстрационные картинки : шкаф для одежды, шкаф для посуды, шкаф для игрушек; раздаточные картинки : посуда, одежда, игрушки.

Ход игры : К ребятам приходит Маша – растеряша и рассказывает о своей беде : все вещи у неё растерялись, перепутались. Маша просит ребят помочь найти каждой вещи своё место

Дидактическая игра по правилам этикета в общественных местах : «В театре»

Цель : Объяснить детям элементарные правила поведения в театре ; обучить детей правилам приобретения билета в театр и одновременно ввести в словарь детей этикетные выражения , необходимые при приобретении билета в театр.

материал : Билеты в театр, афиша к театру, знаки – символы что нельзя делать во время просмотра представления.

Ход игры : Воспитатель громко объявляет детям, что приехал театр (звучит весёлая музыка) . Предлагает детям приобрести билеты в волшебной кассе (касса работает исключительно на волшебных словах) . Дети «покупают» билеты, благодарят кассира и занимают места на стульях (заранее расставленных) . Мальчикам предлагается пропустить девочек, девочки благодарят мальчиков.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают знаки – символы : «Что нельзя делать во время просмотра представления» . Хлопками дети приглашают артистов. После просмотра благодарят их.

Предварительная работа : Заранее, в секрете от других детей, «артисты» - активные дети готовят представление.

Сюжетно – ролевая игра по гостевому этикету :

«В гостях»

Цель : Учить эмоционально выражать чувство радости и весёлого настроения от общения с окружающими людьми. Закрепить знания детей о гостевом этикете , формировать способность приобретения уверенности в себе, особенно навыков доброжелательного общения, обучать правилам поведения в гостях и при приёме гостей дома. Воспитывать умение быть радушным и приветливым.

Ход игры : Воспитатель сообщает детям о том, что все они сегодня пойдут в гости. День сегодня особенный. У зайчика, который живёт у них в группе в кукольном уголке, день рождения. Он пригласил всех ребят к себе в гости.

Педагог предлагает детям приготовить подарки для зайчика. Зайчик любит морковку, капусту. Педагог подсказывает, что на день рождения можно подарить и цветы, и разноцветные шарики, и прочее. Все подарки дети складывают в корзинку.

Воспитатель предлагает детям посмотреть со стороны, как заинька готовится к приёму гостей. Он берёт в руки игрушку зайца и, читая стихотворение, готовит праздничный стол.

Всё сумею, всё успею,

Всё смогу я сделать.

Прежде чем на стол поставить

Чашки и конфетки,

Хорошо бы постелить

Чистые салфетки.

Чашки, ложки ставлю в ряд,

Чай готовлю для ребят.

Чтобы понял каждый гость

Очень ему рады.

Я поставлю здесь цветы –

Будет стол нарядным.

Зайчик приглашает гостей к себе в избушку. Дети заходят, здороваются, а затем вместе с педагогом вручают заиньке подарки с поздравлением :

День рожденья – день веселья,

Всюду шутки, песни, смех,

И конечно любят гости

В этот день поздравить всех.

Зайка благодарит гостей за подарки и поздравления, приглашает их за стол, угощает чаем с пирогом и конфетами.

После угощения зайка предлагает гостям поиграть.

В конце занятия педагог напоминает ребятам о том, чтобы они не забыли поблагодарить зайчика за угощение и попрощаться с ним.

Как дарить и принимать подарки.

Цель : помочь детям адаптироваться в обществе, усвоить основные, обязательные для всех правила поведения .

Ход : 1. хороший обычай, приходя в гости, приносить цветы или небольшой подарок. Помните, что хмурый гость – не подарок. Поэтому всё плохое настроение оставляйте дома.

Цветы всегда приятный подарок. Не стыдно прийти в гости с одним цветком.

принято подавать цветок на длинном стебле, или ветку цветущего растения;

в особо торжественных случаях дарят розы или гвоздики;

цветы дарятся без упаковки (если их сразу поставят в воду, в красивой упаковке преподносятся розы (чтобы не уколоться шипами, а также букеты – композиции, в которых упаковка является её частью;

принято подавать цветок в правой руке , или обеими, головками вверх.

Получив цветы, надо отметить красоту букета (цветка) и обязательно об этом сказать.

2. День рождения или семейное торжество – должны учитываться вкус и интерес получателя подарка гостями.

не следует дарить дорогие подарки, чтобы не поставить человека в неудобное и зависимое положение;

дорогие подарки дарят родственникам и в складчину к большому торжеству;

подарок подбирается к конкретному событию : ко дню рождения – предметы для личного использования, на свадьбу, семейное торжество, новоселье – хозяйственные предметы, электробытовые приборы;

денежный подарок – к свадьбе или новоселью;

детям – сладости, игрушки, книги;

девочки обязательно порадуются платью и туфелькам;

Дидактическая игра

по этикету телефонного разговора :

«У меня зазвонил телефон»

Цель : дать понятие, что такое телефон : - это важное средство короткого общения, благодаря которому мы наводим справки , узнаём о здоровье близких и друзей, договариваемся о месте и времени встречи. Знакомить детей с правилами телефонного разговора. Объяснить, что первым заканчивает разговор старший по возрасту и положению, девочка в разговоре с мальчиком. Упражнять детей в умении соблюдать этикет телефонного разговора в различных ситуациях.

Словарная работа : Вежливость, доброжелательность, средство связи, телефон, телефонный аппарат, гудки, звонок, номер, рычажки, трубка.

Пособия : Два телефонных аппарата.

Ход игры : выбираем два участника, которые сменяются другими детьми, жюри из 3 – 4 детей, которое определяет, кто выполнил все условия игры лучше всех .

Раздаётся телефонный звонок, надо как можно скорее взять трубку, но для этого приходится пройти через всю комнату, не задевая столы, стулья; аккуратно поднять трубку с рычажков и сказать «алло» так, чтобы позвонившему человеку стало ясно, что его звонка ждали и ему рады.

Колос Марина Евгеньевна ДОУ№98

Дидактические игры

Культура поведения за столом

«Кто больше назовет блюд»

Цель: развивать быстроту реакции на вопрос, внимание; воспитывать выдержку, терпеливость.


Ход игры. Педагог называет овощ или фрукт и просит вспомнить блюдо, которое из него можно приготовить. Тот, кому брошен мяч, должен назвать блюдо, не повторяясь. Ошибившийся или ничего не сказавший ребенок пропускает кон. Педагог может задать какое- то блюдо, а дети должны вспомнить его составляющие и договориться, какой составляющей будет каждый из них. Ведущий выкрикивает, что он хочет положить в кастрюлю, а узнавший себя впрыгивает в круг. Следующий впрыгивает и берет за руку предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. Можно использовать шапочки-маски, медальоны с изображением овощей и фруктов.

«Что едят в сыром виде, а что в вареном? »

Цель: развивать фразовую речь, произвольное внимание; формировать умение выслушивать своих товарищей, терпеливо ждать своей очереди.

Ход игры. Педагог показывает детям поочередно овощи и спрашивает, что можно есть в сыром виде, а что нельзя. Дает образец ответа: «Огурец можно есть в сыром виде», «Картофель надо варить». Затем педагог предлагает хлопать в ладоши, если овощ можно есть в сыром виде, и сидеть тихо, если нельзя.

«Столик, накройся!».

Цель: Закрепить навыки сервировки детского стола.

Ход игры: участники вытягивают листочки с изображением блюд на разные этапы питания (завтрак, обед, полдник, ужин) и при помощи плоскостных фигур накрывают столы.



«Накроем стол для кукол».

Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Ход игры:

Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).

Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы-ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.



«Чашки – ложки»

Цель: познакомить детей с предметами сервировки (ложка, чашка, тарелка)

«Научим Чебурашку накрывать на стол»

Цель: Учить детей правильно сервировать стол, узнавать и называть предметы сервировки.

«Напоим Катю чаем»

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами сервировки, правильно сидеть за столом.

«Маша обедает»

Цель: Закрепить у детей знания о предметах сервировки.

«Будем кашу варить, будем Сашу кормить»

Цель: Обучать детей правильно пользоваться ложкой.

«Кормление кукол»

Цель: Развивать устойчивое внимание, умение манипулировать предметами (ложкой, чашкой, тарелкой)

«Красивые салфеточки для трех поросят»

Цель: Продолжать обучать детей навыкам пользования салфеткой.

Игры с предметными картинками «Дети обедают»

Цель: Закрепить знания детей о поведении за столом, знания о столовой посуде.

    Игровая ситуация «Мы готовимся к обеду»

Цель: знакомить с названиями столовой посуды, их формой, цветом;

Оборудование: предметы столовой посуды: тарелки (глубокая, мелкая), кружка, ложки (маленькая, большая).

Ситуация разворачивается естественным образом. Воспитатель обращает внимание детей на няню, которая готовит посуду для сервировки стола к обеду.

Воспитатель показывает детям предметы столовой посуды попарно: глубокая и мелкая тарелка, маленькая и большая ложка, кружка. Выделяются общие и отличительные признаки. Например: «Эти тарелки круглой формы. Эта тарелка мелкая, а эта - глубокая».

Педагог объясняет детям назначение каждого предмета столовой посуды. Далее объясняет, что все эти предметы тоже называют посудой. Их ставят на стол, который нужно накрыть к обеду.

«Сначала надо поставить на середину стола хлебницу. Вокруг хлебницы надо расставить глубокие тарелки. Справа от тарелки надо положить большую ложку, которой мы будем есть суп. Рядом с ложкой надо положить вилку. Она понадобится, когда мы будем есть второе блюдо. Между глубокой тарелкой и хлебницей надо поставить кружку, из которой мы будем пить компот».

После того как накрыт стол, педагог делает обобщение: «Посмотрите, все, что стоит на столе, - это посуда. Такая посуда называется столовая».

Няня сообщает детям, что повар приготовил сегодня детям на обед.

В свободное время воспитатель организует с детьми игру «Накроем стол к обеду для наших любимых игрушек», в ходе которой закрепляются названия предметов столовой посуды, совершенствуются культурно - гигиенические навыки, культура поведения за столом, дети упражняются в правильной сервировке стола.

    Игровая образовательная ситуация «Принимайся за обед»

Цель:закрепить знание названий и назначения мебели и посуды для столовой;

Учить правильно и красиво накрывать на стол, культуре поведения за столом;

Формировать основы внимательного и заботливого отношения к партнерам по игре.

Оборудование: кукла, мебель, посуда для столовой; обеденная скатерть, чайная скатерть, столовые и чайные салфетки; фартук, косынка, пара рукавичек - ухваток.

Дети самостоятельно играют с куклой. Воспитатель предлагает детям накормить куклу. Кукла садится за стол. Но вот незадача: есть-то не из чего.

Дети обычно смеются. Кукла же огорчена. Надо вместе с детьми утешить ее: «Сейчас мы накроем на стол».

Заранее необходимо подготовить как можно больше разнообразной посуды, чтобы дети смогли сделать правильный выбор и сервировать стол к завтраку, обеду или ужину, как они пожелают.

На куклу надевают косынку и фартук, она будет помогать детям сервировать стол. Педагог задает детям вопросы от имени куклы: «Что надо прежде всего поставить на стол? А из чего мы будем есть второе блюдо, пить компот?» Иногда кукла ошибается, например, ставит чашку не на блюдце, а на тарелку. Если дети сами этого не заметят, надо привлечь их внимание.

Наконец все готово: няня подает кукле еду, а воспитатель учит ее правильно сидеть за столом, пользоваться приборами, есть, благодарить за еду.

Кукла может спросить: «Зачем нужна ложка? Ведь удобнее есть руками, правда, дети?» А воспитатель просит детей подсказать кукле, чем едят первое блюдо, второе, фрукты из компота. Затем кукла спрашивает: «А что надо сделать после еды, дети?» и т.д.

После окончания игры дети самостоятельно играют, приглашают в гости других кукол, сервируют чайный стол и т.д.

Вариант. На обед к Мальвине приглашены Буратино, Чебурашка, Хрюша, другие сказочные персонажи. Дети учат кукол правильно накрывать на стол, умело пользоваться приборами и т.д.

Игра - занятие «Напоим куклу Катю чаем»

Дидактическая задача:

Учить детей поить чаем куклу (позже и другие игрушки: мишку, зайку и т.д.)

Формировать умение последовательно выполнять действия, называть предметы и действия с ними;

Развивать ласковое, заботливое отношение к кукле.

Материал: куклы, чашки, блюдца, ложки, сахарница и чайник из чайного сервиза, игрушечное печенье.

Содержание игры:

Педагог - мама накрывает стол для детей, показывает и называет каждое действие. На первом занятии целесообразно накрыть общий стол по числу играющих детей. Взрослый приглашает детей за стол, еще раз уточняет, что стоит на столе, как называется каждый предмет и для чего он нужен, как им можно пользоваться. Педагог говорит детям о том, что за этим столом дети будут поить чаем своих дочек (кукол). Из-за ширмы появляются куклы, дети

выбирают себе их по желанию, усаживают на левое колено и придерживают левой рукой (показ дает педагог на своей кукле, помогает каждому ребенку взять правильно куклу, если возникает такая необходимость). Взрослый говорит со своей куклой и приглашает каждого ребенка тоже поговорить со своей куклой: «Сейчас будем пить чай, Катенька.

Вот чай наливаю в чашку... положу сахар... ложкой размешаю... возьми печенье... кусай печенье... пей чай... Не торопись, чай горячий...»

На последующих занятиях дети сами будут поить кукол чаем, игровое действие постепенно усложняется за счет ввода в игру варенья и т.п. Где возможно, усложняется и речевое сопровождение, например: «Не пей чай из ложки. Держи чашку крепко. Молодец, ешь печенье аккуратно, не кроши...»

«Напоим куклу чаем»

Дидактическая задача:

Знакомить с названием предметов из чайного сервиза;

Упражнять в правильной сервировке стола к чаепитию (последовательность расстановки приборов для чаепития).

Оборудование: чайный сервиз (блюдца, чашки, заварочный чайник, сахарница, десертные тарелки, вазочка для печенья), чайные ложки.

Ход игры

Воспитатель обращается к детям: «Ребята, вы любите, когда к вам приходят гости?» Сегодня к нам в гости придут наши любимые игрушки. Давайте накроем стол для гостей. Чем мы будем их угощать? (Чаем и печеньем.)

Педагог объясняет детям последовательность расстановки приборов для чаепития. Сначала надо поставить вазу с печеньем на середину стола.

Вокруг вазы надо поставить блюдца, а на каждое блюдце - чашку. Около

каждого блюдца надо поставить десертную тарелку. В десертную тарелку каждый гость положит себе печенье. Справа от каждого блюдца надо положить чайную ложку. Последними ставим сахарницу и заварочный чайник. Они тоже должны стоять на середине стола, чтобы каждому гостю было удобно взять сахар и налить чай.

Затем каждому ребенку дается короткая инструкция типа: «Андрей, поставь вазу с печеньем на середину стола». Все дети выполняют поручения, расставляя чайную посуду на столе. Педагог комментирует их действия: «Андрей ставит на стол вазу с печеньем». И так далее.

Какая ваза - большая или маленькая? (Ваза большая.)

После того как накрыт стол, педагог обобщает высказывания детей.

Посмотрите, все, что стоит на столе, - посуда. Из этой посуды пьют чай. Такую посуду называют «чайной посудой».

В заключение дети рассаживают за столом свои любимые игрушки и «угощают» их чаем.

После игры педагог предлагает детям помочь вечером маме накрыть стол к вечернему чаепитию.

    Игровая ситуация: «У Кати день рождения»

Задачи:

Обобщить знания детей о сервировке стола, о некоторых продуктах питания;

Закрепить навыки культуры еды, пользования чайной посудой;

Воспитывать умение быть гостеприимными при встрече гостей, радоваться их приходу, выражать слова благодарности, проявлять внимание во время угощения;

Воспитывать положительные эмоции. Развивать самостоятельную инициативную разговорную речь детей

Оборудование: игрушки: кукла в нарядном платье, кукла - мальчик, мишка, заяц; набор продуктов: морковь, банан, апельсин, малина, яблоко; предметы чайной посуды.

Ход: Воспитатель сообщает детям о том, что у куклы Кати сегодня день рождения и она всех нас приглашает в гости.

Обсуждение: «Что можно подарить кукле Кате?»

Дети собираются на день рождения, берут с собой приготовленные подарки.

Дети приходят в гости к Кате, приветливо здороваются, дарят Кате свои подарки. Катя благодарит детей.

Воспитатель: Посмотрите, дети, какая Катя сегодня красивая, нарядная. Во что она одета? (Дети называют цвет платья, банта, туфелек.)

Катя: Ко мне на день рождения пришли еще мои друзья. Вот они сидят на диване.

Воспитатель: Давайте посмотрим, кто пришел к Кате надень рождения.

Дети называют знакомых им персонажей: зайка - попрыгайка, Мишка - Топтыжка, мальчик Коля.

Воспитатель: Катя хочет угостить своих гостей. Давайте посадим гостей к столу.

Маша, посади за стол зайчика. (Ребенок сажает игрушку, а воспитатель активизирует речь остальных детей: «Кому помогает сесть за стол Маша? Маша сажает за стол зайку».)

Давайте поможем Кате накрыть на стол. Вот в корзиночке Катя приготовила угощение для гостей (в корзинке морковь, банан, апельсин, малина, яблоко). Давайте выложим все на блюдо.

Дети достают из корзинки знакомые продукты и отвечают на вопросы воспитателя: что это? Какого цвета? Как его можно съесть? Надо ли снимать кожуру?

Затем каждому ребенку дается короткая инструкция типа: «Максим, поставь вазу с печеньем на середину стола. Инна поставит вокруг вазы блюдца, а на каждое блюдце Женя поставит чашку». Все дети выполняют поручения, расставляя чайную посуду на столе.

Воспитатель: Стол накрыт, гости сели за стол. Теперь они выберут себе угощение.

Как вы думаете, что выберет зайка - попрыгайка?

Почему ты думаешь, что он выберет морковку?

(Зайка - попрыгайка выберет морковку, потому что любит ее.)

Так распределяются все продукты. Медвежонок любит ягоды - угостим его малиной. Мальчик Коля любит яблоки. Кате достается апельсин.

Катя: Ребята, вы тоже пришли ко мне в гости. Я хочу угостить вас чаем с печеньем.

Дети садятся за стол и угощаются.

Затем гости благодарят Катю за вкусное угощение.

Играют в хороводную игру «Каравай».

Вежливо прощаются.

Игра - занятие « Накормим куклу Катю обедом »

Дидактическая задача:

Учить детей наливать суп поварешкой из кастрюли;

Учить кормить куклу ложкой из глубокой тарелки, в мелкую тарелку класть второе (макароны-палочки, кружки-котлеты и пр.), поить компотом;

Формировать элементарные умения передавать отношение к кукле как к ребенку: понимать состояние куклы: хочет кушать, проголодалась и т.п.

Обучать детей культурно - гигиеническим навыкам, которые нужно выполнять перед едой.

Материал: кастрюля, поварешка, сковородка, ложка, вилка, глубокая и мелкая тарелки, чашка - для каждого участника игры.

Желательно использовать крупные игровые наборы, чтобы детям было удобно пользоваться в процессе игры.

Содержание игры:

Взрослый говорит о том, что куклы хотят обедать, им надо приготовить обед и накормить их.

Уточняет с детьми, что для этого надо. Задает вопросы о том, для чего нужен каждый предмет: плита, кастрюля, поварешка; в какую посуду надо наливать суп и т.п. Далее взрослый показывает, как надо варить суп на плите: «Кастрюлю ставлю на плиту, в ней суп варится. Суп сварился. Крышку

открываю, суп наливаю. Осторожно, суп горячий, проливать нельзя. Вот налила суп в тарелку».

Педагог сажает куклу на левое колено, придерживает ее левой рукой и дальше действует правой. Дети будут делать так же. Если, им трудно, то можно посадить куклу на стул, а самим, сидя или стоя, кому как удобно, расположиться рядом, действуя двумя руками. Педагог показывает речевой образец, обращенный к кукле, например: «Ешь, Катя. Ложку держи ровно... не проливай суп, хорошо! Молодец! Все съела».

После демонстрации игрового действия детям раздаются плиты, кастрюли, тарелки, ложки, поварешки; выясняется попутно название и назначение этих предметов; игровое действие производится детьми самостоятельно.

При необходимости педагог помогает детям.

Если этот этап не вызвал у детей затруднений, можно продолжить занятие, накормив куклу вторым блюдом. Или это делается на отдельном занятии, а затем объединяется в единую цепочку игровых действий.

Педагог дает образцы действий и речевого сопровождения: «Молодец, Катя, хорошо поела суп. Теперь дам тебе второе. Вот сковородка. На ней котлеты и макароны («понарошку»). Кладу котлету и макароны в мелкую тарелку. Бери вилку, ешь котлету и макароны. Бери чашку... держи крепко... пей компот!» Если дети захотят кормить своих «детей» вторым, то просят все необходимое: сковородку, мелкую тарелку, вилку, а затем чашку для компота, попутно выясняя, для чего нужен каждый предмет.

Когда дети научились кормить кукол обедом и игровые действия не вызывают затруднений, можно усложнить игру, вводя новые «продукты»: мелкие красные квадраты - мясо в суп, пластмассовые мелкие овощи для супа и фрукты для компота и т.п. в зависимости от имеющегося материала и воображения как педагога, так и детей.

Усложнение идет за счет соединения цепочек разных игровых действий: мытье рук и обед; обед и мытье посуды; поход в магазин за продуктами, приготовление обеда и кормление кукол. Первое время в «магазине» работает продавцом взрослый, он подсказывает и направляет действия детей:

Вот купите яйца (желтые или белые шарики, овалы), пожарьте на сковородке вместе с котлетами» или «Купите картошку, вот она. Почистите и положите в кастрюлю вместе с морковкой и мясом, будет отличный суп».

Позднее вы прибавите «солонку», «терку», «ножи» и т.п. Дети сами будут предлагать все новые и новые детали игры, если играть с ними систематически и с любовью.

Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, способствующие успешному освоению навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.

Формирование умения самостоятельно пользоваться ножом

«Покормим зверей салатом»

Цель:

Закреплять навык правильной еды - держать правильно ложку (тремя пальцами - указательным, средним, большим);

Нарезать пластилиновые овощи пластмассовым ножом;

Перемешивать большой ложкой салат в миске; кормить кукол салатом.

Словарь: огурец, помидор, лук; салатница, ложка; держу, отрезаю, перемешиваю, кормлю.

Оснащение: игрушечные звери; пластилиновые овощи, пластмассовый нож, вилка.

Ход игры: принесите красиво украшенную коробку и предложите ребенку посмотреть, что в ней (игрушечные звери). Скажите: «Звери пришли к тебе в гости из леса.

В лесу сейчас холодно и голодно. Надо бы их чем-нибудь угостить». Предложите ребенку сделать овощной салат и угостить зверей.

Рифмовка: Я сегодня не скучаю,

Всех салатом угощаю.

Звери на пеньке сидят

И салатик мой едят.

Ребенок должен приготовить "салат":

· нарезать пластилиновые овощи;

· сложить их в салатницу;

· круговыми движениями большой ложкой перемешать салат в салатнице;

· положить салат большой ложкой каждому гостю на тарелочку;

· угостить зверей салатом.

«Чай для кукол»

Цель:

Закреплять навыки пользования чашкой - держать чашку за ручку;

Обогащать игровые действия - научить кукол пить чай из чашки;

Закреплять знание «чайной церемонии»: вскипятить воду, заварить чай, налить в чашку кипяток и заварку.

Словарь: чай, кипяток, заварка, чашка, чайник; наливаю, завариваю, угощаю; горячий, крепкий, вкусный.

Оснащение: игрушечный чайный сервиз, кукла.

Ход игры: расставьте перед ребенком чайный сервиз.

Рассмотрите вместе предметы посуды. Попросите ребенка назвать каждый предмет.

Покажите куклу, скажите, что кукла пришла к ребенку в гости, а гостей принято угощать.

Рифмовка: Таню в гости приглашаю,

Чаем с плюшкой угощаю.

Пей, Танюша, чай!

Пей и не скучай!

Предложите ребенку приготовить чай (положите перед ним мнемокарту с рисунками, изображающими последовательность действий при приготовлении чая). Когда чай будет готов, предложите ребенку напоить кукол и взрослых, играющих с ним.

Игры и упражнения, направленные на формирование навыка приема пищи

Д/и «Кормление куклы»

Цель:

Научить простейшим действиям с сюжетными игрушками (кормление), прививать гигиенические навыки;

Вызывать речевую активность; воспитывать добрые чувства к кукле.

Сюжетно - отобразительная игра «Встреча подружек куклы, угощение их чаем»

Цель:

Знакомить детей с предметами посуды: учить называть их, узнавать по слову, использовать по назначению;

Учить сервировать стол к чаепитию;

Воспитывать желание заботиться о кукле.

Д/и «Накормим куклу кашей»

Цель: рассматривание тарелки, столовой ложки, салфеток. Обучение культурно -гигиеническим навыкам.

«Мы готовимся к обеду»

Цель:

Знакомство с названиями предметов столовой посуды, приборов, их формой, цветом;

Учить правильно и красиво накрывать на стол;

Учить кукол культуре поведения за столом.

«Угостим Катю обедом»

Цель:

Сервировка стола для обеда куклы Кати;

Сравнение глубокой и мелкой тарелок; знакомство с названиями приборов и их

назначением: ложка столовая и чайная, вилка, нож.

«У куклы Кати день рождения». (Накрываем стол для обеда и кормим кукол.)

Цель: обобщение знаний о предметах столовой посуды и продуктах питания, активизация словаря, связной речи.

Д/и «Обед для трех медведей». («Три медведя готовят обед»)

Цель: уточнение понятий «маленький» - «большой» - «очень большой» применительно к предметам кухонной посуды.

«Четвертый лишний» (классификация посуды по назначению, использованию.)

Д/и «Катин огород»

«Подарок зайке»

«Что выросло на огороде».

Цель:

Рассматривание овощей; познакомить с названиями некоторых овощей;

Учить узнавать их по названию и самостоятельно называть;

Активизировать словарь, развивать связную речь (умение выражать мысль в форме 3 - 4-словного предложения).

Игры на различение предметов посуды

Д/и «Магазин». (Покупка продуктов для приготовления обеда. Покупка посуды)

«Навестим больную куклу. Приготовим ей угощения» (лепка предметов округлой формы - конфетки, вишенки.)

«Печем пироги для куклы» (игры с песком)

Цель: учить действовать совком - набирать влажный песок, наполнять им формочки, утрамбовывать песок в формочки тыльной стороной совка, переворачивать формочку на стол, придерживать песок рукою4 стучать по дну формочки, снимать ее; угощать куклу.

Действия с предметами - орудиями . «Оладьи для Кати».

Цель:-развивать глазомер, координацию движений правой руки;

Упражнять в умении подхватывать круглый диск концом лопатки;

Воспитывать ловкость, сноровку, желание довести дело до конца.

Д/и «Научим куклу мыть посуду»

Цель: -воспитывать навыки пользоваться посудой, содержать ее в чистоте;

Приучать использовать посуду по назначению, бережно к

ней относиться;

Называть предметы посуды во время кормления куклы;

Называть действия (вытирать, ставить).

Дидактическая игра "Что чем едят"

Карточки с изображением различных продуктов и блюд,

Дети должны правильно подобрать карточку - что едят руками

Что едят ложкой

Что едят вилкой

Что едят вилкой и ножом

Спасибо всем, чьи фотографии я использовала для создания данной игры!

Правила поведения за столом

Аккуратно кушай хлеб -

Это кухня, а не хлев.

Не вертись юлой на стуле,

Головой не лезь в кастрюлю.

Будешь печь ты пироги -

Нос, смотри, не обожги.

Супчик кушай аккуратно, Не выплевывай обратно.

Хлебных крошек не кроши, Таракашек не ищи.

Пей чаек, не проливая. Что за лужица большая?

Что за грохот? Что упало? Маша за столом мечтала.

Не корми котлетой кошку, А сама поешь немножко.

Вытирай салфеткой рот И, не капай на живот.

Ложкой ешь кисель и кашу, Суп, пюре и простоквашу.

Вилкой можно брать картошку, Мясо, рис (не надо ложкой).

Ручкой можно брать пирог, Глазированный сырок. И скажи спасибо всем, У кого ты пищу ел.


по типу "найди место": всем раздаются картинки с продуктами,

а на пол в разных местах зала кладётся ложка, вилка и т.д..

Под звуки бубна (или хлопки) дети (взрослые) двигаются по залу, когда звуки прекращаются нужно найти своё место.

Хотите лучше владеть компьютером?

Многие пользуются интернетом как базой готовых сочинений, рефератов и пр. Но что в такой ситуации делать учителю? Как отличить плагиат от авторского текста?

Современные технологии значительно упрощают задачу поиска информации. С помощью интернета можно найти почти все! К сожалению, не все школьники используют сеть лишь для того, чтобы увеличить свой багаж знаний. Многие пользуются интернетом как базой готовых сочинений, рефератов и пр. Соблазн велик: зачем корпеть над учебниками, трудиться, если можно просто скачать понравившийся материал и выдать его за свой?

Читайте новые статьи

Направление, по всей видимости, в первую очередь потребует рассуждений о любви. Просто потому, что это наиболее часто встречающийся тип отношений между мужчиной и женщиной. Но возможны также варианты ненависти, дружбы и служебных отношений. Нет смысла перечислять все возможные варианты произведений, затрагивающих тему любви.

Поделиться