Наука Умеет Много Гитик — Фокус родом из детства. Наука умеет много гитик - фокусы с игральными картами Выражение наука имеет много гитик

Здравствуйте, друзья-иллюзионисты и карточные маги! 😉

В этой статье я расскажу вам об одном интересном и простом фокусе,который получается сам собой! Наука умеет много гитик фокус, именно так он называется.Странное название конечно,но скоро вы поймёте,почему он так называется. Эффект фокус производит классный,особенно,если зритель до этого его не видел!Итак…

Для фокуса потребуется колода в 36 карт,да и то не вся!Отсчитываем от основной колоды 20 карт,именно они нам и понадобятся.Тасуем эти 20 карт сами или даём перетасовать недоверчивому зрителю.Далее берём карты и раскладываем их в 4 ряда по 5 столбцов.Именно так!

Н А У К А

У М Е Е Т

М Н О Г О

Г И Т И К

Зритель должен запомнит любую пару карт. Парой карт,считаются любые карты,лежащие в соседних рядах сверху или снизу и которые находятся по вертикали.Поясняю!

Если смотреть по надписи выше пары идут (Н+У),(А+М),(У+Е) и дельше.И снизу так же (М+Г),(И+Н),(О+Т) и дальше. Нельзя брать средние ряды (У+М),(М+Н),(Е+О) и делее,иначе фокус не получится.Скажите зрителю заранее,как следует выбирать пары.

Когда он запомнил,допустим он запомнил в верхних рядах центральную пару(У+Е),вы собираете карты по столбцам,начиная с любого края.Я обычно начинаю собирать слевого столбца(т.е первым беру карты Н+У+М+Г) и так дальше по порядку,не перемешивая.

Когда вы их собрали вспомните эту странную фразу «Наука умеет много гитик».В этих словах одинаковых букв по две!И начинаете выкладывать также попарно.Значит первые две карты будут две Н,и кладите их согласно схеме,потом две карты будут две А,их также выкладывайте согласно схеме.И так все карты.

Когда вы выложите таким образом все карты,спросите зрителя в каких рядах(строчках) находятся его карты?Когда он ответит,то ищите одинаковые буквы в этих рядах.Карты,соответствующие буква и есть загаданные зрителем.

Допустим он говорит,что карты в третьем ряду. Значит это две О,то есть карты на месте О.Если допустим говорит,что ряд первый и третий,значит буква Н.Ну я думаю уловили смысл! Фокус хороший и в тоже время лёгкий. Учитесь!

Наука умеет много гитик

Первый раз я присутствовал на защите диссертации году в семьдесят втором. Защищался сотрудник нашей лаборатории, Гарик. И мы все, конечно, пошли на защиту.

Это было в небольшом, человек на сто, актовом зале. В первых рядах сидели члены Ученого совета. Запомнилось, что почему-то в Ученый совет входил, по должности, секретарь парткома.

На авансцене стояла трибуна с микрофоном. А на заднике сцены соискатель заранее развесил свои многочисленные плакаты. Гарик вышел на трибуну и начал доклад.

Товарищи, в «Директивах XXIV съезда КПСС» указывается на важность ускоренного развития электроэнергетики. В этой связи большое значение приобретают задачи повышения эффективности работы паровых турбин. В настоящей работе…

Тут он взял указку и ушел к своим плакатам. Где и провел минут двадцать, что-то говоря и тыкая указкой в тот или иной плакат. Хоть зал был и маленький, но сцена довольно глубокая, от микрофона до плакатов было метров шесть. Не слышно было почти ничего. Впрочем, до первого ряда, может быть, голос диссертанта и доносился.

Потом Гарик вернулся на трибуну и сказал:

Годовой экономический эффект … и т.д.

Потом были прения. Потом Ученый совет проголосовал. Против был всего один голос. А вечером был банкет. Мне все очень понравилось.

Из книги Ярослав Галан автора Беляев Владимир Павлович

Человек, который не умеет жить спокойно Поэт Семен Гудзенко был солдатом. Когда ему довелось прочесть то, что выходило из-под пера викновцев, и в частности повесть друга Галана - Александра Гаврилюка «Береза», у него родилось ощущение открытия, о котором он написал в

Из книги Фрэнк Синатра: Ава Гарднер или Мэрилин Монро? Самая безумная любовь XX века автора Бояджиева Людмила Григорьевна

«Любовь умеет стариться. Любовь умеет становиться раной» - Пожалуйста, родная, не плачь! - Фрэнк положил руку на плечо Нэнси и содрогнулся от того, что, возможно, делает это в последний раз.- Не называй меня так! Ты хочешь разрушить семью. Тебе плевать на детей. На то, что

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь первая: В Бессарабии автора

Из книги Сколько стоит человек. Повесть о пережитом в 12 тетрадях и 6 томах. автора Керсновская Евфросиния Антоновна

Народ умеет уничтожать Народ, действительно, сумел стереть с лица земли все то, что создавалось годами: весь скот до последнего поросенка был перерезан.Даже корова Вильма - золотая медалистка, дававшая 29 литров молока в день при жирности 4 и даже 4,75 процента, - не была

Из книги Hohmo sapiens. Записки пьющего провинциала автора Глейзер Владимир

НАУКА УМЕЕТ МНОГО ГИТИК Научные конференции в СССР были одним из популярных видов оплачиваемого отдыха. Многие писали статьи в журналы и набивались к другим в соавторы только по причине возможного бездумного времяпрепровождения где-нибудь в Одессе или Тарту.В Ростове

Из книги Тайны реального следствия. Записки следователя прокуратуры по особо важным делам автора Топильская Елена

Из книги Бальзак без маски автора Сиприо Пьер

МНОГО ХОРОШЕГО И МНОГО ПЛОХОГО В 1850–1851 годах проблемы творческого наследия Бальзака отступили на второй план перед угрозой ипотеки, нависшей над имуществом детей Евы Ганской в Польше.Пять месяцев спустя после смерти Бальзака Ева осознала, что напрасно поспешила

Из книги Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему автора Кипнис Соломон Ефимович

РАБОТЫ ПРОВЕЛ МНОГО, ДАЖЕ ОЧЕНЬ МНОГО Магго Петр Николаевич (1879-1941).Долго не получалось узнать, кто этот человек. Когда все-таки узнал, то сразу стали понятны и трудности поиска.Магго - один из команды исполнителей смертных приговоров. Проще говоря - палач.Информация о

Из книги Мне всегда везет! [Мемуары счастливой женщины] автора Лифшиц Галина Марковна

«Не умеет строиться!» 1 сентября 1982 года моя доченька пошла в первый класс. Она радостно ждала этого события. Мы все тоже.Первый день - праздник.Забираем ее из школы домой.- Ну как? Тебе понравилось?- Да там все врут, - разочарованно вздыхает дочка.Ну, то, что врут - и

Из книги Приключения другого мальчика. Аутизм и не только автора Заварзина-Мэмми Елизавета

Как проверить, умеет ли ребенок читать Начните с самого простого, например попросите ребенка показать, что он хочет, сок или молоко, предложите выбрать картинку или игрушку, одну букву или слово из нескольких написанных на отдельных бумажках. Более сложное задание –

Из книги Здесь шумят чужие города, или Великий эксперимент негативной селекции автора Носик Борис Михайлович

Много-много чудных лет Вернувшись в 1948 году во Францию, Шагал поселился сперва в Оржевале, потом на Лазурном Берегу Франции. Там-то шестидесятипятилетний художник и встретил свою новую супругу, уроженку Киева Валентину Бродскую (по-семейному Baby), вместе с которой он

Из книги Упрямый классик. Собрание стихотворений(1889–1934) автора Шестаков Дмитрий Петрович

Из книги «Я буду жить до старости, до славы…». Борис Корнилов автора Берггольц Ольга Федоровна

28. «Прости! Будь счастлива на много-много лет…» «Прости! Будь счастлива на много-много лет». Так путник в сумраке Альпийского ущелья Поет; на миг один озолотит веселье Дорогу трудную, и для кого поет? Поет он милую приветливую друга, - Но песни слабый звук ее коснется ль

Из книги автора

Из книги автора

106. «Как много, много их – повядших поздних роз…» Как много, много их, повядших, поздних роз, Усталых призраков померкшего былого… Как много, много их средь сумрака глухого, Невысказанных слов, невыплаканных слез… Они летят, скользят со всех концов земли, Как тени серые,

Из книги автора

«Я хочу жизни - много, много…» Дневник О. Ф. Берггольц: 1928–1930 годов Публикация Н. А. Прозоровой Публикуемый дневник Ольги Федоровны Берггольц (1910–1975) посвящен началу ее поэтического пути, литературной жизни Ленинграда конца 1920-х годов, личным и творческим

Слово «гитик» - комбинация букв, не имеющая обычного смыслового значения (или же восходящая к немецкому gütig, означающее: хорошее, изящное) и не используемая вне этого выражения. Мнемонические фразы для карточных фокусов стали появляться во второй половине XVIII века во Франции . Первую русскоязычную карточную мнемонику «Смуту ведет долом слава» придумал в 1869 году поэт В. Г. Бенедиктов . В 1920-х годах читатели Я. И. Перельмана предложили две другие осмысленные фразы: «Макар режет ножом нитки» и «Крупу, табак берем оптом». Однако чаще мнемоники состоят из грамматически не согласованных или не связанных по смыслу слов. Например, «лирик лемех рахат кутум ».

Компьютерные технологии вывели поиск мнемонических выражений, названных гитиками, на качественно новый уровень. Из области карточных фокусов проблема постепенно переместилась в сферу лингвистической комбинаторики . С помощью словарного перебора найдены более длинные тексты с аналогичными свойствами: «Дрозды смелые вблизи кусков марабу» (используются 30 карт), «Выгодны ушедшим князьям портить всплеск разгула» (42 карты). По аналогии с фразами для пар карт (гитики) существуют мнемоники для троек карт (тритики). Теоретические основы гитикотворчества изложены в статье Андрея Федорова «Наука гитик» . Наиболее продуктивными создателями русскоязычных гитик являются Виктор Филимоненков (Россия), Дмитрий Чирказов (Германия), Михаэль Фукс (Израиль) .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ЛЕГКИЕ КАРТОЧНЫЕ ФОКУСЫ, КОТОРЫЕ УДИВЯТ ВСЕХ!

    Первые сюжеты бытия. Часть 2.

    Гитик Внутренний мир человека и 3я мировая война

    Геополитика от Вс-вышнего.

    Аварийный вариант истории

    Субтитры

    Всем привет! Вы на канале YouFact и сегодня я покажу вам 3 карточных фокуса с угадыванием карты собеседника. 1. В первом фокусе мы попробуем предсказать одну из трех карт, которую выберет собеседник. Мы раскладываем перед ним 3 карты и даем ему право выбрать одну из них. Он выбирает, к примеру, туз пик, а мы показываем ему наше предсказание. И мы видим, что предсказание оказалось верным. А теперь посмотрим секрет этого фокуса, он очень прост. Если собеседник выбирает туз пик, то, как вы уже видели, мы показываем ему обратную сторону коробки из под колоды с нашим предсказанием. Если же он выберет семерку червей, то мы показываем ему коробок спичек с предсказанием для семерки. А если он выберет бубнового короля, то мы раскроем коробок и достанем бумажку с заготовленным предсказанием для короля. Как видите, мы заготовили все 3 предсказания для каждого случая, но ведь собеседник-то этого не знает. 2. В следующем фокусе мы берем 21 карту, разворачиваем их веером и говорим собеседнику выбрать одну из них и запомнить. После этого мы раскладываем наши карты в 3 колоды. В это время собеседник должен следить за вашими действиями и заметить, в какую из трех колод попала его карта. Он говорит, что его карта находится в левой колоде. Мы берем эту колоду, кладем ее в центр и накрываем сверху правой колодой. Затем карты переворачиваем и раскладываем их заново. После того, как мы разложили, собеседник во второй раз указывает на колоду с его картой, мы их опять складываем, при этом обязательно положив колоду с картой в середину, и раскладываем в третий раз. Собеседник последний раз указывает на нужную колоду, мы ее опять кладем в середину, карты переворачиваем и начинаем хаотично разбрасывать их по полу. Когда все карты разбросаны, пусть собеседник попробуем сам вытащить свою карту. Разумеется, у него этого сделать не получится. А вы берете и с легкостью вытаскиваете загаданную карту из этой кучи. Чтобы это сделать вам нужно строго следовать правилам и обязательно класть колоду с загаданной картой в середину. В самом конце, когда вы раскидываете карты, обязательно отсчитайте 11-ю карту, она и будет той картой, которую загадал собеседник. 3. И в последнем фокусе мы берем целую колоду карт и раскладываем ее веером. Собеседник загадывает карту, например, семерку крести и дает ее вам. Вы кладете карту обратно в колоду и начинаете как следует ее тусовать. После тщательной перетасовки вы снова разворачиваете карты веером и пытаетесь отгадать карту собеседника. Постепенно вы откидываете те карты, в которых, как вы думаете, нет загаданной карты. После того, как вы отбросили все ненужные карты, у вас в руках остается лишь загаданная собеседником карта. Секрет этого фокуса также очень простой. Как вы видите, рубашки всех карт повернуты в одном направлении. И когда ваш собеседник выбирает одну из них, вы ее берете и переворачиваете, чтобы рубашка смотрела в другую сторону. Таким образом, после любых перетасовок вы с легкостью найдете загаданную карту по перевернутой рубашке.

Использование

Фокусник предлагает зрителю перетасовать колоду и разложить на столе 10 пар карт рубашкой вверх. Просит его выбрать любую пару и запомнить обе карты. Можно даже отвернуться для большего эффекта. После этого надо собрать по очереди все пары в одну пачку и, не тасуя, разложить карты лицевой стороной вверх по следующей схеме:

Н А У К А У М Е Е Т М Н О Г О Г И Т И К

Первые две карты кладутся на место букв «н» (первая буква первого ряда и вторая буква третьего), вторые две - на место букв «а» (вторая и пятая буквы первого ряда) и т. д. Фокусник просит назвать, в каких рядах расположены загаданные карты. Зритель называет номера рядов, после чего фокусник тут же «находит» загаданную пару, используя ключевую фразу. Легко заметить, что каждая буква встречается дважды. Например, если карты оказались во втором и четвёртом рядах, то это будет последняя карта во втором и третья в четвёртом (у них общая буква «т»). Фокус можно показывать не только с игральными картами, но и с любыми 20 неодинаковыми предметами, например, костями домино, почтовыми марками, иллюстрированными открытками и т. п.

«Наука умеет много гитик» в культуре

Первое употребление мнемоники «Наука умеет много гитик» в качестве крылатого выражения зафиксировано 1900 году в переписке А. П. Чехова с П. А. Сергеенко . Первое использование в литературном произведении - повесть Е. И. Замятина «На куличках» (1914). Там же впервые отмечена традиционная ошибка - «имеет» вместо «умеет».

В одних случаях крылатая фраза может означать, что науке известно очень многое, о чём мы до сих пор и не слышали (ср.: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам» В. Шекспир , Гамлет ). В других - что не нужно искать смысл там, где его нет (поскольку слово «гитик» не имеет смысла). Наконец, эта фраза может использоваться как просьба не произносить слова, смысл которых говорящему неизвестен.

Уже давно Аннушка сообщила нам, что «наука умеет много гитик». Такова была секретная формула одного карточного фокуса. Карты раскладывались парами по одинаковым буквам, и загаданная пара легко находилась. Отсюда следовало, что наука действительно была всесильна и умела много… этого самого… гитик… Что такое «гитик», никто не знал. Мы искали объяснений в энциклопедическом словаре, но там после наёмной турецкой кавалерии «гитас» следовало сразу «Гито» - убийца американского президента Гарфильда. А гитика между ними не было.

Другое характерное употребление фразы можно найти в романе А. и Б. Стругацких «Град обреченный »:

Понятно, - сказал Андрей. - Можно узнать, из каких источников у тебя эти сведения? - спросил он Изю.
- Всё из тех же, душа моя, - сказал Изя. - История - великая наука. А в нашем городе она умеет особенно много гитик .

А кто его знает! - Дауге хитро посматривал на потрясенного водителя. - Наука, как известно, умеет много гитик. А по сравнению с десятком тысяч лет двадцать кажутся мгновением!

… (Только не надо недоумённо разводить руки и закатывать глаза: наука как форма человеческого воображения умеет, конечно, много гитик, но натура умеет этих гитик в неисчислимое множество раз больше.)

В кинематографе фраза «Наука имеет много гитик» используется в телесериале «Каменская» (5 сезон, 4 серия). Здесь она используется как ключевое значение, определяющее сверхзадачу серии.

История — великая наука. А в нашем городе
она умеет особенно много гитик.


Историей загадочного слова «гитика» планировалось завершить публикацию о роли фокусов и фокусников в языкотворчестве (см. ), однако материал оказался слишком обширным и разноплановым. В итоге появилась отдельная статья, которая помимо информационно-познавательной функции претендует на изыскательную роль. В работе предпринята попытка ответить на вопрос, кто и когда придумал фразу «Наука умеет много гитик». Попутно рассмотрены другие мнемонические формулы. Техническая сторона трюка для данного исследования вторична. Тем не менее, по ходу приводятся многочисленные выдержки из тематических публикаций, так что не беда, если вам не знаком исходный карточный фокус. Осилив предлагаемый материал, вы будете в состоянии демонстрировать его едва ли не с закрытыми глазами. Более того, вы сможете смело называть себя экспертом в области научных, литературных, исторических и иллюзионных «гитик». :)

I. Литературная слава и филологитика

Наука, друг Горацио, умеет много гитик,
какие и не снились мудрецам.


Начнем с того, что «гитика» уверенно вошла в русскую литературу, а с нею и в русский язык, как полноценное слово. Правда, пока еще не вполне самостоятельное, поскольку пуповина с материнской фразой «Наука умеет много гитик» до сих пор не разорвана. Кстати, сама фраза, некогда имевшая исключительно прикладное фокусное значение, постепенно трансформировалась в крылатое выражение. Процесс «окрыления» начался в 1913 году, когда Евгений Замятин корпел над повестью «На куличках » . Далекий от карточных фокусов автор допустил типичную ошибку. Он написал «имеет» вместо «умеет»:

Над столом висела лысая, как арбуз, тускло блестящая голова, и ровными рядами разложены были карты. Арбуз морщил лоб, что-то шептал, тыкал в карты пальцем.
— Что это? — обернулся Андрей Иваныч к капитану Нечесе.
Нечеса пошмурыгал носом и сказал:
— Наука имеет много гитик.
— Гитик?
— Ну да. Что вы с неба, что ли, свалились? Фокус такой...

Всегда-всегда в глубине политик
наука умеет много гитик.

По мнению доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка Санкт-Петербургского государственного университета Людмилы Зубовой, поэт воспользовался фразой, чтобы подчеркнуть абсурдность реплики Окнова. Бесспорно, Хармс блестяще справился с задачей. Вот уж подчеркнул, так подчеркнул...

Но, безусловно, самая известная литературная «гитика» принадлежит советскому писателю Льву Кассилю . В 1930 году опубликована его повесть «Кондуит». В ней есть глава под названием «Наука умеет много гитик». Вот ее начало:

«Наука умеет много гитик»

Уже давно Аннушка сообщила нам, что «наука умеет много гитик». Такова была секретная формула одного карточного фокуса. Карты раскладывались парами по одинаковым буквам, и загаданная пара легко находилась. Отсюда следовало, что наука действительно была всесильна и умела много... этого самого... гитик... Что такое «гитик», никто не знал. Мы искали объяснений в энциклопедическом словаре, но там после наемной турецкой кавалерии «гитас» следовало сразу «Гито » — убийца американского президента Гарфильда . А гитика между ними не было.

Затем о значении науки я услышал в гимназии. Но могущество науки здесь не доказывалось так наглядно, как в Аннушкином фокусе. С кафедры низвергалась и запорашивала наши головы наука, сухая и непереваримая, как опилки. О гитике никто из учителей также не смог сообщить что-нибудь определенное. Второгодники посоветовали обратиться за разъяснением к латинисту.

— От кого ты слыхал это слово? — спросил в затруднении самолюбивый латинист.

И второгодники затихли, предвкушая.

— От нашей кухарки, — ответил я при шумном ликовании класса.

— Иди в угол и стой до звонка, — перебил меня вспыхнувший латинист. — В программе гимназии, слава богу, не предусмотрено изучение дуршлагов и конфорок... Болван! Заткни фонтан!

И я заткнул фонтан. Я понял, что гимназическая наука не предназначена для удовлетворения наших, как тогда говорили, духовных запросов.

В 1933 году вышло продолжение «Кондуита» — повесть «Швамбрания» . В главе «Разгадка гитика» автор делится собственной версией расшифровки слова. Согласно Кассилю, ГИТИК — близкий родственник ГИТИСа :

Разгадка гитика

Две вещи уже давно занимали и мучили меня. Несколько лет я пытался понять их истинное предназначение. Это были: старый локомотив, вросший в землю на Скучной улице, и таинственное слово «гитик», упоминавшееся в известном карточном фокусе.

И вот я узнал, что такое «гитик». Простая вывеска расшифровала его. Вывеска оказалась более сведущей, чем учителя гимназии и энциклопедический словарь. Я не мог поверить своим глазам, когда на одном из домов бывшей Брешки, теперь Коммунарной площади, я издали уже прочел: «ГИТИК». Я подбежал ближе. «Городской Институт Театра и Кино», — прочел я.

Заметка Н.А. Еськовой «Наука умеет много гитик» в рубрике «Почта „Русской речи“» журнала РАН «Русская речь», 2007, № 6, стр. 121

«Наука умеет много гитик»

Хорошо зная происхождение этой фразы, я недавно обнаружила, что многим оно неизвестно, а фраза воспринимается просто как шутливая поговорка, в которой почему-то не смущает непонятное слово гитик.

Объясню, как и для чего она возникла.

Все очень просто. Фраза искусственно составлена, чтобы служить ключом для показа карточного фокуса. К трем существующим словам пришлось добавить несуществующее гитик, состоящее из «недостающих» букв — тех, которые нужны, чтобы фокус получился.

А потом фраза зажила собственной жизнью. Но кого-то смущало сочетание умеет много, и появился «вариант» со словом имеет (очевидно, много непонятных гитик «естественнее» иметь, а не уметь). Для карточного фокуса имеет не годится, но повторявшие наука имеет много гитик ни о каком карточном фокусе не имели понятия!

Именно этот вариант помнит известный поэт-переводчик Григорий Кружков: «Мы знаем, что и на чисто мужских окончаниях можно построить вялые стихи. И женские рифмы могут звучать энергично за счет точности, синтаксиса и всяких других „гитик“, которых, как известно, у науки много» (Новый мир. 2007. № 7. С. 174).

Нет, все-таки наука умеет много гитик! По-моему, это лучшее высказывание о науке!

Вообще, ознакомиться с мнением специалиста всегда познавательно и интересно. Особенно, если область знания носит универсальный характер. А филология, как комплексная разноплановая наука, в той или иной степени касается каждого человека. В основательной статье о псевдовысказываниях доктор филологических наук, профессор кафедры теоретического и славянского языкознания Белорусского государственного университета Борис Норман назвал «гитику» непонятным латинским термином:

Из статьи Б.Ю. Нормана «Псевдовысказывания как лингвистический феномен (на материале славянских языков)»

Так, благодаря «гитике», я узнал, что такое гапакс — это слово, уникальное для определенного текста, произведений автора или вообще языка.

Важным последствием литературного распространения «гитики» явилась ее «материализация» — изначально бессмысленное слово стало приобретать значение. Процесс еще не завершен. На данном этапе у «гитики» просматриваются несколько смысловых оттенков, но в целом отмечается некоторое сходство с ранее рассмотренным словом « ». Только абракадабра — это абсолютная чепуха и совсем непонятная галиматья, а гитика — некая заумь для избранных, недоступная для разумения простого обывателя. Таким образом, гапакс постепенно утрачивает свою уникальность и теперь вполне может использоваться в текстах наподобие шекспировского: «Есть много, друг Горацио, на свете гитик, что и не снились нашим мудрецам». Впрочем, в данном примере лучше не ограничиваться одним словом. Здесь все псевдовысказывание обретает глубокий философский смысл (см. ).

На этом экскурс в филологию завершается. Я преднамеренно начал статью успехами «гитики» в русской литературе, чтобы разбудить у читателей, особенно фокусников, гордость за дело, которым они занимаются. Ведь ни в одной стране простенький карточный трюк не удостаивался такого внимания, как в России. Выходит, отечественная «гитика» — уникальное явление в области мировой иллюзии. Другое дело, что фокусники не слишком усердствовали, чтобы добиться всенародного признания. Большей частью старались писатели. Тем не менее, отрадно, что даже в фокусах есть место патриотизму.



В 2011 году вышел объемный (648 стр.) сборник Наталии Александровны Еськовой «Избранные работы по русистике: Фонология. Морфонология. Морфология. Орфография. Лексикография». Казалось бы, что может быть тоскливее повествования о грамматике и прочих областях языкознания, одни названия которых вызывают зевоту. Однако книга читается легко. Настоятельно рекомендую. В число избранных работ Наталии Александровны включена и вышеприведенная публикация в «Русской речи», 2007, № 6. Вот только она претерпела существенные изменения. Размещаю здесь переработанную и дополненную заметку про правильное употребление «гитики»:

«Наука умеет много гитик»

По-моему, это исчерпывающее определение науки!

Происхождение этой фразы известно, но многие его не знают и воспринимают ее просто как шутливую поговорку, в которой почему-то не смущает непонятное слово гитик .

Фраза искусственно составлена, чтобы служить ключом для показа карточного фокуса. К трем существующим словам пришлось добавить несуществующее гитик , состоящее из «недостающих» букв — тех, которые нужны, чтобы фокус получился.

Потом фраза зажила собственной жизнью и даже «обросла» вариантом. Кого-то, видимо, смущало сочетание умеет много , и появился «вариант» со словом имеет . Очевидно, гитики становятся «понятнее», если их иметь , а не уметь ! С имеет фокус не получится, но повторяющие наука имеет много гитик ничего не знают о карточном фокусе.

Именно «исправленный» вариант помнит известный поэт-переводчик Григорий Кружков: «Мы знаем, что и на чисто мужских окончаниях можно построить вялые стихи. И женские рифмы могут звучать энергично за счет точности, синтаксиса и всяких других „гитик“. которых, как известно, у науки много» («Новый мир», 2007, № 7, с. 174).

Нет, все-таки наука умеет много гитик! Вот высказывание другого известного автора, обыгрывающего именно этот («исконный») текст: «...произведения, более или менее ловко имитирующие высокую словесность, пишут сегодня... и люди безусловно образованные, умеющие много гитик , которых природа богато одарила самыми разнообразными талантами, за вычетом разве литературного» (С. Чупринин. Остров. Литература в эпоху паралитературного бума // «Знамя», 2010, № 4, с. 196).

Первоначальный вариант напечатан:

Русская речь. 2007. № 6. С. 121; здесь текст дополнен.

Вообще, ошибка «умеет-имеет» оказалась настолько прилипчивой и живучей, что я решил состряпать отдельную мнемонику, посвятив ее своей дочери:

А Л И Н А
И М Е Е Т
М Н О Г О
Т Ы Г Л Ы

Альтернативный вариант: АЛИНА ИМЕЕТ МНОГО ЛЯТЯГ. По степени загадочности «тыгла» и «лятяги» сопоставимы с «гитиками», но следует учитывать, что моя дочка Алина, которой недавно исполнился год и восемь месяцев, выражается именно такими таинственными словечками. :)

Псевдовысказывания (иначе: нереферентные/пустые или внеситуационные высказывания, псевдопредложения) — фразы, в которых коммуникативная функция замещена какой-то иной, например, демонстрационной, учебно-тренировочной, символической, идентификационной, имитационной, людической (игровой), эстетической и т.д. «Наука умеет много гитик» — типичное псевдовысказывание мнемонического (мнемотехнического) назначения.

«История — великая наука. А в нашем городе она умеет особенно много гитик*.» Стругацкие. Град обреченный

На работе сезон - тесты для ЕГЭ, и очень устаю отбиваться от компании фоменок, чудиновых и мулдашевых… Да, история - наука, но ДРУГАЯ… Это не физика и не биология - с гитиками... Еще давнишний «понедельник начинается в субботу» протестовал против позитивизма. Аналитическая расчленёнка. На это у меня - категоричное: «Кот - не работает».
Не знаю, почему этот ужас стал возможен %). Говорят, что наука и религия - противоположные вещи, и ученому-физику, например, нужно знать, он должен быть уверен, что мир - познаваем… Но ведь - у-верен - всё равно от слова вера… Разумом не понять - и не доказать, не про-верить - что «мир познаваем».. У-вер-енность в познаваемости - тоже религия… язычество научное. Сто раз говорила, что без веры вообще человек жить не может, хоть сказочка какая-то - всегда есть, так что всё сходится: наука - тоже вера. Называется это язычество уже как сто лет - позитивизмом.
Пару слов, что это такое. Позитивизм - это вера в гитики. В то, что их много. И кроме них - больше нет ничего. И всё можно измерить и посчитать. Такие взгляды называются «научным мировоззрением». Мечта этих язычников от науки - мир без людей, только гитики и измерительные приборы, которые будут их считать и пересчитывать... Еще они очень любят «пользу» и деньги. Поэтому в учебниках всё той же физики нет описаний и постановки нерешенных наукой проблем. Там только: «все хорошо, прекрасная маркиза». Если о нестыковках и неизвестностях упоминается, то как о задачах, необходимость решения которых не актуальна или совсем не ко времени)))
Пока гитики сидели в своих резервациях - лабораториях и анатомических театрах - всё ничего, пускай… сплошная польза! Но как в американском фильме - бах! - авария, и они оттуда повылезали, стараясь навязать своё мертвое - живому. Математки с истинно юношеским негативизмом - пересмотрели всю историю. Интересно, у меня половина программистов учились в МГУ у Фоменко, все в восторге и с большим уважением его вспоминают как математика… и интересного преподавателя… И «з якой такой бяды» его понесло с его гитиками в историю?
Я думаю - все фоменки и ЕГЭ - сделаны абсолютно из одинаковых гитик… По ошибке выпущенных на волю. Скантроны, которые детям заполнять - чтобы сканер мог обработать.. посмотрите ради интереса, как выглядят.. попробуйте с первого раза, даже от балды - каждый третий ответ, заполнить аккуратно и не ошибиться.. А всё для чего - всё для гитик… Наука их много умеет..
И тут как-то хочется защитить от этого мрака детей… такое уже было.. Ага, блестящие иезуитские школы - как средство борьбы с оккультизмом и протестантизмом. Вот, что ли, такое что-нибудь бы придумать - только православное…
_____________
*гитик - слово, которое не значит ничего, не имеет смысла.

Поделиться